Перейти к основному содержанию

В Москве простились с Евгением Евтушенко. Наследие и наследники

Поэта похоронили там, где он и завещал - рядом с могилой Бориса Пастернака.

Участок размером 3,5 на 2,5 метра, где покоится Евгений Евтушенко, находится в метре от мемориального участка семьи Пастернака - написал на своей странице в Facebook протоиерей Владимир (Вигилянский). По его словам, это место было единственным свободным участком на Переделкинском кладбище. Гражданская панихида прошла 11 апреля в столичном Центральном доме литераторов, после нее поэта похоронили. На панихиде присутствовали министр обороны России Сергей Шойгу, глава Роспечати Михаил Сеславинский и специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров.

Евтушенко

Поэт родился в городе Нижнеудинск Иркутской области в 1932 г. Он также известен как прозаик, режиссер, сценарист, публицист и актер. В числе поэм, которые принесли Евтушенко славу – «Бабий Яр», «Коррида», «Братская ГЭС» и другие. Евтушенко был одним из тех, кого называли «шестидесятники» - именно на 60-е гг. пришелся литературный бум. Наряду с Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавой, Р. Рождественским, Евтушенко вдохновлял людей своим творчеством. Выступления поэтов в те годы собирали огромное количество людей. В 1963 г. Евтушенко был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

С 1991 г. Евтушенко жил в США вместе с семьей. В Америке он преподавал в университете города Талса, штат Оклахома. Но, даже находясь в другой стране, поэт следил за событиями в России и неизменно писал стихи о том, что его тревожило – о Майдане, об Украине и России, о вражде братских народов.

Missing материал.

Несмотря на признание в России и за ее пределами, творчество поэта регулярно подвергалось критике. Ругали Евтушенко за «самопрославление», «славословие» и пафосную риторику, скрытое подражание Маяковскому и стихи, восхваляющие Сталина. Однако и любят его, и читают по сей день. И в моменты, когда уходят такие люди, оставляя огромное наследие целому миру, неизменно возникает один вопрос – сможем ли мы отзываться о ком-то из современников с тем же трепетом, как отзываются сейчас о Евгении Евтушенко?

Поэзия современного Петербурга

Председатель городского Союза писателей Валерий Попов считает, что Петербургу и сегодня есть, кем гордится, однако поэты наши – другие. Они не любят самопиар, не хотят заниматься саморекламой и как следствие – не так известны широкой публике:

Я бы назвал троицу современных петербургских поэтов. Классикой у нас считаются: Александр Кушнер, Глеб Горбовский и Виктор Соснора. Эти поэты, безусловно, гордость Петербурга. Они живы, активны, интересно выступают и яркие личности. И то, что Евтушенко затмил нашу поэзию – это немножко, конечно, неправильно. Городу нашему есть кем гордится, просто мы очень скромные.

Евтушенко, конечно, был мастером пиара и рекламы. Это совсем неплохо, Есенин владел этим в совершенстве, и Маяковский. Многие поэты обладают даром создавать имидж. Евтушенко не стеснялся быть ряженым, скоморохом, не стеснялся на эстраде выступать, порой очень экстравагантно. А поэты питерской школы избегают этого, они больше о вечном говорят.

Интернет для поэзии – это горе. Одновременно и прогресс, но горе, потому что всяческий отбор убран. Раньше, чтобы публиковаться, нужно было иметь талант, количество стихов определенное. А сейчас просто написал, вбросил, твои товарищи тебя похвалили – судьба состоялась. Это, конечно, очень плохо для поэзии. Эти ребята не стараются, не растут, просто выбрасывают свою работу в интернет и не понимают, что такое настоящая поэзия. Хотя, может быть, там и талантливые ребята возникают, но они ориентированы на эту лужу, где все друг друга хвалят, где нет никаких серьезных критериев и очень легко публиковаться.

А вот петербургской поэт Александр Пелевин считает, что соцсети для поэзии – благо, однако признает, что современные поэты, в отличие от Евтушенко, стадионов не собирают:

В Петербурге сейчас много поэтов, почти каждую неделю проводятся разные мероприятия, чтения, выступления. Большую роль сыграли соцсети - если этак лет сто назад для того, чтобы куда-то пробиться, нужно было завести кучу знакомств, долго и упорно идти к вершинам, то сейчас достаточно завести паблик, не лениться и вкладывать силы в распространение своего творчества. Если у вас достойные тексты, их заметят и постепенно станут приглашать вас на мероприятия. Возможностей - уйма.

Парадокс - в том, что поэзия сейчас почему-то не может добиться такого размаха, как в тех же 60-х, когда авторы натурально собирали стадионы, общались с первыми лицами страны, владели умами и настроениями. Стадионы сейчас собирает разве что Вера Полозкова. Может быть, это опять же связано с уходом поэзии в пространство соцсетей. Но для этого поэзии нужно уделять больше внимания.

Из шестидесятников Евтушенко был самый, скажем так, драйвовый. У него было то, чего не было у Вознесенского, например - вот этот рубящий ритм, цепляющие фразы и т.д. Евтушенко - громкий поэт громкой эпохи. Нынче поэты стали вести себя потише. Возможно, это ещё изменится.

P.S.

Разные оценки, разные мнения – но вечная слава и память. И сегодня, в день похорон, продолжают появляться новости о мероприятиях в честь поэта в разных городах России: в городе Зиме Иркутской области сегодня день траура по поэту, литературную секцию Петербургского культурного форума посвятят Евтушенко, а скульптор Зураб Церетели уже заявил, что готов создать памятник в его честь.