Перейти к основному содержанию

Как избавить Петербург от пробок: зарубежный опыт

В пятницу, 26 мая, на юге Санкт-Петербурга ожидаются серьезные пробки. Городское правительство в этот день проведет дорожную репетицию Петербургского международного экономического форума.

Тренировочный автопробег запланирован на час-пик - с 16 до 19 часов. В это время на дороги выйдут 300 автомобилей Mercedes, которые будут обслуживать участников ПМЭФ. Машины проедут от Экспофорума до аэропорта. Маршрут пройдет по Петербургскому и Пулковскому шоссе, а затем обратно - на парковку конгрессно-выставочного центра.

По словам вице-губернатора Северной столицы Михаила Мокрецова, автомобильные учения пройдут в условиях, приближенных к реальным.

Горожане, милые, которые поедут на дачу, учитывайте, пожалуйста, этот момент, – обратился вице-губернатор к петербуржцам.

Изначально Смольный планировал провести репетицию с 15 до 17 часов - то есть до того, как дачники двинутся по южным магистралям за город. Решение перенести автопробег на столь неудобное для горожан время в администрации объяснили тем, что тренировка должна проходить в условиях, аналогичных условиям во время форума.

Для тренировочных мероприятий время и дата определены, исходя из времени проведения пленарного заседания ПМЭФ, которое состоится в пятницу, 2 июня, и прибытия главных участников форума – первых лиц. Это позволит максимально приблизить условия репетиции к рабочим, – заявил глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергей Харлашкин. - Просим жителей отнестись к этим временным неудобствам с пониманием. Петербург должен достойно встретить гостей форума и подтвердить свой безупречный имидж на мировой арене.

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры подсчитал, что нагрузка на Пулковское шоссе возрастет дополнительно на 10-20%. Новость о тренировочном автопробеге вызвала негативные эмоции у петербуржцев, ведь и без репетиций заторы в Северной столице давно уже стали нормой. С каждым годом город обрастает новым жильем, а вместе с этим растет и количество автомобилей на дорогах. Чиновники и эксперты не первый год рассуждают о том, как решить проблему пробок. Мы же обратимся к зарубежному опыту.

В одну сторону

Одним из самых эффективных методов, позволяющих разгрузить городские трассы от заторов, является перевод улиц в односторонний режим. Плюсы такого решения очевидны: вдвое уменьшаются конфликтные точки (пересечения и примыкания потоков), как следствие - пропускная способность и скорость увеличиваются. Кроме того, улицы с односторонним движением считаются более безопасными для пешеходов - следить приходится за одним направлением.

Подобный вариант взяли на вооружение власти Барселоны. В столице Каталонии проживает более полутора миллионов человек, причем автомобили есть у каждого третьего жителя. Пробки в городе при этом - явление редкое.

Стоит отметить, что вариант с односторонним движением хорош преимущественно для нешироких улиц и только в том случае, когда движение на соседних дорогах направлено в противоположную сторону. В противном случае маршрут для автомобилистов усложняется, а загрузка близлежащих трасс возрастает.

Выделенные полосы

Еще один вариант разгрузить дороги - отдать приоритет общественному транспорту. Выделенные полосы для автобусов и такси есть почти во всех столицах Европы. Но особо активным сторонником данной меры стал Париж.

Missing материал.

После исследований дорожной ситуации городские чиновники поняли, что в час-пик водители то и дело перескакивали на “чужой” участок дороги. И даже штраф в 35 евро не пугал вечно спешащих местных лихачей. Поэтому решено было оградить полосы для общественного транспорта специальными бордюрами, через которые не может проехать ни один автомобиль.

Сейчас подобные огороженные участки есть на всех главных магистралях Парижа. Причем зачастую полосы для общественного транспорта занимают три полосы из четырех. Понятно, что автовладельцы личных машин недовольны этой ситуацией, но деваться некуда. Более того, в конце прошлого года мэр города Анн Идальго сообщила о том, что скорость движения автомобилей на половине улиц Парижа ограничивают до 30 километров в час.

На двух колесах

Нельзя не упомянуть и о велосипедах. Во многих городах Европы власти в перспективе планируют сделать этот вид транспорта основным, полностью закрыв центральные районы для автомобилей.

Дальше всех в этом плане продвинулись датчане. Уже сейчас более половины жителей Копенгагена добираются до работы на велосипедах. Власти столицы еще в 60-е годы озаботились созданием подходящей инфраструктуры, проложив более трехсот километров велодорожек.

В 2014-м году там даже появилась магистраль, которая соединила Копенгаген с близлежащими пригородами. Ну а в 2025 году город обязался полностью избавиться от выхлопных газов.

Missing материал.

Подземный трафик

Перечисленные методы хороши в совокупности. И все же настоящим трендом нового времени становятся подземные трассы. Все больше мегаполисов решает разгрузить улицы, спрятав автодороги под слоем грунта и бетона. Таким образом город избавляется от пробок и выхлопных газов, а сэкономленную территорию превращают в общественные пространства, парки, пешеходные улицы.

За примерами петербуржцам далеко ездить не надо. Подземное строительство активно ведется в соседней Финляндии. Хельсинки на данный момент являются единственным городом в мире, у которого имеется четкий план развития подземных территорий. Он был принят в 1972 году, а первые объекты появились уже спустя несколько лет.

Под землей финны спрятали многие автомагистрали, парковки, торговые и бизнес центры, спорткомплексы. Между многими объектами можно передвигаться, не выходя на улицу. Конечно, существенно облегчил жизнь местным инженерам тип грунта. Столица Суоми стоит на каменистой почве, а потому подземное строительство можно вести практически везде, даже под водоемами и историческими памятниками.

Кто-то скажет - это вам не Петербург, построенный на болоте. Однако современные технологии позволяют строить на разных почвах и фундаментах, не боясь обвалов и затоплений.

В качестве примера приведем знаменитый The Big Dig, или Большой бостонский тоннель, который в Америке построили в 2003 году. На транспортную и экологическую ситуацию жители Бостона жаловались местному правительству еще в восьмидесятые годы. По набережным реки Чарльз и Бостонской бухты в те времена было практически невозможно гулять из-за шума и пыли. Дело в том, что там сходились две главные магистрали северо-восточных штатов, которые и отравляли жизнь горожан.

Власти города решили “утопить” часть трассы под землю. Проект стал одним из самых дорогих в истории США, на него потратили более 14,5 миллиардов долларов. Во время работ строители столкнулись с трудностями: грунт оказался рыхлым, поэтому его пришлось замораживать, а часть тоннеля вбивать под землю домкратами. В итоге восьмиполосная подземная дорога существенно разгрузила Бостон не только от пробок, но и от выхлопных газов. По данным экологов, загазованность всего города упала на 12 %.

Не боятся строить дороги под землей и в Нидерландах. Власти Амстердама планируют возвести под каналами настоящий подземный город. Проект называется Amfora, он включает в себя 60 км магистралей, станции метро и общественные пространства. Создатели концепции утверждают, что на все потребуется более 3 миллиардов евро. Однако плюсы очевидны: подземный город поможет сохранить Амстердаму исторический облик, решит транспортную проблему, а также сделает столицу чище, благодаря специальным фильтрам, которые будут собирать выхлопные газы и утилизировать их.

Missing материал.

Стоит отметить, что планы строительства подземных дорог есть и у Смольного. Не первый год правительство города обсуждает возведение Орловского тоннеля, который соединит Смольную и Свердловскую набережные. Проект приняла еще Валентина Матвиенко в 2007-м. Правда спустя четыре года заступивший на пост главы города Георгий Полтавченко сначала отложил, а затем и вовсе отменил строительство подземной трассы.

Вновь Орловский тоннель замаячил на горизонте в январе этого года. Проект включили в концепцию плана развития Санкт-Петербурга. Согласно ей, строительство начнется в 2039 году. Ожидается, что пропускная способность магистрали составит до 60 тысяч автомобилей в сутки.

Факт

Оригинально бороться с пробками решило правительство Афин. Там в будние дни автомобилям с четными номерами въезд в центр разрешен только по четным дням, а с нечетными номерами – по нечетным.