Перейти к основному содержанию

Когда исчезнет «бодяженное» топливо?

Правительство РФ ужесточает требования к производителям и продавцам топлива. 14 июля в Петербурге состоится круглый стол на тему «Штрафы за некачественное топливо». Члены межведомственной рабочей комиссии по противодействию незаконному обороту нефтяной продукции и эксперты обсудят вопросы передела рынка и ухода мелких игроков, изменения цен и насколько серьезна проблема низкокачественного топлива. В принципах работы комиссии, последних и наиболее значимых инициативах разбирался «Форпост Северо-Запад».

Межведомственная рабочая комиссия была создана в начале этого года для выработки решений, которые в дальнейшем будут утверждаться государственной комиссией при Минпромторге РФ. Последняя, в свою очередь, направляет одобренные решения в Государственную Думу для принятия необходимых законопроектов.

В комиссию входит порядка 50 человек, включая представителей таких ведомств, как Росстандарт, Минэнерго, Ростехнадзор, ФАС и прокуратура, общественных организаций автомобилистов и топливных нефтяных компаний, ученые научно-исследовательских институтов. Межведомственная группа занимается анализом рынка и разрабатывает решения, в том числе законопроекты, которые улучшают ситуацию на рынке качества нефтепродуктов.

Сейчас проверки автозаправочных станций и всех объектов обеспечения нефтепродуктов Росстандарт в обязательном порядке согласовывает с прокуратурой. В конце года на сайте надзорного ведомства публикуется перечень организаций, которые подпадают под такие плановые проверки, вплоть до числа и месяца. Они проводятся не чаще одного раза в три года. Соответственно, все недобросовестные компании, которые торгуют «бодягой» успевают подготовиться к приезду специалистов Росстандарта и устранить нарушения.

Одной из инициатив межведомственной рабочей комиссии стало изменение порядка проведения этой процедуры. Если эта идея будет претворена в жизнь, документы юридического лица будут изучаться раз в три года, а качество топлива будет проверяться по мере необходимости. Таким образом, если у автомобилистов будут какие-то нарекания к определенной АЗС, Росстандарт получит возможность проведения внеплановых проверок хоть пять раз в месяц.

Проблема еще заключается в том, что с 1 января текущего года в действие вступили поправки, согласно которым заявления физических лиц не принимаются Росстандартом без подтверждения факта продажи некачественного топлива. Должна быть полностью доказана причинно-следственная связь между поломкой автомобиля и контрафактным топливом.

Еще одно направление работы — создание в регионах рабочих групп по контролю качества нефтепродуктов, которые мониторили бы ситуацию на этом рынке и работали с жалобами автомобилистов. По мнению первого заместителя генерального директора Петербургской топливной компании Леонида Чурилова, это должно привести к исчезновению некачественного дизельного топлива:

«Введение акцизов на средние дистилляты — очень эффективный механизм. Средние дистилляты — это заменители дизельного топлива, которых на рынке сейчас достаточно большое количество. Точную цифру не скажу, но примерный оборот — 14 миллионов тонн в год».

Вообще, рынок нефтепродуктов делится на два сегмента, пояснил Леонид Чурилов, - легальный и так называемый «серый». Первый включает в себя автозаправочные станции. Ко второму относятся контейнеры и модульные заправки, которые ставятся на территории предприятий для личных нужд. Причем контейнеры и легальные АЗС могут заправлять по разным нормам. Росстандарт не может проверять и контролировать «серые» заправки, поскольку не имеют к ним доступа. Еще одна задача межведомственной группы — привести весь рынок в единое правовое поле. Для этого необходимо создать реестр всех объектов нефтепродуктообеспечения.

Сейчас за некачественное топливо штрафуют только АЗС, несмотря на то, что у них нет возможности контролировать качество. Рабочая группа предлагает привлекать к ответственности не только автозаправочные станции, но и перевозчиков нефтепродуктов и нефтебазы в случае их вины. Это поможет установить первоисточник контрафактного топлива. Обычный стационарный анализ стоит сейчас довольно дорого, поэтому еще одна из идей — экспресс-тесты. Она подразумевает под собой мобильную лабораторию с современным оборудованием, которое позволяло бы в течение получаса показать признаки некачественного топлива. Если они появились, пробы отправляются в аккредитованную лабораторию по аналогии с тестированием водителей на алкоголь. Это позволило бы не только проверять гораздо больше топлива, но и сэкономить бюджетные средства, которые идут на дорогостоящие тестирования в стационарных лабораториях.