Перейти к основному содержанию

Символ Кронштадта отреставрируют ко Дню ВМФ

маяк
© Форпост Северо-Запад

В городе моряков реконструируют старейший «деревянный маяк» Ленинградской военно-морской базы, расположенный на территории Западной Усть-Рогатки. Работы должны завершиться к 20 июля. Они были необходимы для восстановления деревянной обшивки створного знака, которая закреплена на его металлическом каркасе, так как ремонтные работы на маяке не проводились с момента постройки, 1949 года. Корреспондент «Форпост Северо-Запад» поднялся на высоту 31 метр над уровнем моря.

Возникновение маяков в России связано с появлением флота. В 1705 году Петр I издал указ, согласно которому вдоль узкого извилистого фарватера Северной Двины были установлены лоц-бочки, закупленные в Голландии и «огневые маяки». Они представляли собой сооружения на берегу, в которые устанавливали емкости для горючих материалов. Их зажигали перед приходом из моря военных кораблей.

маяк
© Форпост Северо-Запад

Маяки и створные знаки города моряков — это различные гидротехнические объекты и сооружения. Всего их около 15, а их концентрация на рейдах Кронштадта - одна из самых больших в мире. Об этом «Форпосту рассказал и.о. начальника гидрографической службы военно-морской базы Балтийского флота Александр Шубин.

«Это задний створный знак «Большого Кронштадтского рейда», штатный номер 517. Он обеспечивал заход кораблей и судов на рейд от створа Кронштадтских маяков до створов средней гавани. До 2008 года знак был действующим образцом навигационного оборудования большого Кронштадтского рейда и сохранял свое значение вплоть до завершения строительства комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений».

Из-за изменений корабельного фарватера в районе Кронштадта маяк утратил свою актуальность, однако, по мнению местных жителей, строение выступает в качестве символа города моряков. Сейчас он, как и раньше, работает в штатном режиме и обеспечивает подход судов к каналу гавани базы Литке. Высота маяка 29 метров от пристани и 31 метр над уровнем моря. Дальность видимости 6 миль, то есть примерно 11 километрам.

В данный момент маяк находится в процессе реставрации, а причал доступен гражданским только во время проведения военно-морских праздников. Ко Дню ВМФ на сооружении будет восстановлена деревянная обшивка створного знака и обновлен металлический каркас. Как сообщил «Форпосту» генеральный директор ООО «Компания АС» Сергей Пальгов, работы будут завершены 20 июля:

«Контракт с Западным военным округом заключили 26 июня и сразу приступили к работам. Маяк нам передали в полуразрушенном состоянии: дерево сильно сгнило, все остальное тоже удручало. Мы провели полный демонтаж конструкций, остался только металлический остов. Мы отпескоструили старую краску от слоев, которые были, загрунтовали и покрасили для того, чтобы потом на нем закрепить уже деревянные шпунтованные доски, которые предварительно были пропитаны антисептиком и противопожарным составом на производстве».

маяк
© Форпост Северо-Запад

Доски сделаны из древесины хвойных пород и покрашены с двух сторон. Маяк сохранит как первоначальный белый цвет, так и исторический облик. Единственное нововведение — вместо старых окон поставят стеклопакеты. Сейчас альпинисты и плотники приступают к монтажу. Сергей Пальгов уверяет, что объект будет сдан вовремя и никакого нарушения сроков не будет. Следующая реставрация может потребоваться не ранее, чем через 40 лет.

Александр Шубин добавил, что кроме «деревянного маяка» будут отреставрированы построенные в 1857 году и реконструированные в 1891-м Николаевские (верхний и нижний), а чуть позднее - Кронштадтские (передний и задний) маяки. Они указывают на расположенное к западу от острова Котлин старое колено Кронштадтского корабельного фарватера, которое перестало использоваться в 2008 году, когда было открыто судопропускное сооружение «С-1». Жители Петербурга и гости города смогут воочию посмотреть на маяк 30 июля во время проведения главного Военно-морского парада РФ.