Небесная линия – вид в профиль

Васильевский остров
Фото © Форпост Северо-Запад /

Интеллигент Борис Вишневский назвал создателей «Лахта-центра» на своем сайте: «Твари». Полемика из разряда дискуссий переходит в категорию словесных боев. Градозащитники начали использовать термин «небесная линия», как дубину в споре с оппонентами.

Вишневский
© Общественное достояние

9 лет назад Градостроительный совет Санкт-Петербурга принял решение о сокращении высоты здания Биржи на Васильевском острове на два этажа, то есть до 54,3 метра с 62.7. Причина – испорченный вид на Стрелку Васильевского острова. Председатель совета директоров Холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ» Вячеслав Заренков заявил, что в Петербурге «…к проблеме обманутых дольщиков добавилась проблема обманутых инвесторов». Но этажи снес. Это обошлось по разным оценкам в сумму от 15 до 200 миллионов долларов.

Что удивительно, за прошедшее с этого знаменательного события время никто не возмутился тремя трубами Василеостровской ТЭЦ, обезображивающими вид на остров с Дворцового моста куда больше, чем попавшее под раздачу здание биржи «Санкт-Петербург». Как ни странно, ничего против них не имел и сам Дмитрий Сергеевич в далеком 1989, когда писал статью «Наше наследие», в которой и определил понятие «небесная линия». А ведь «порчу» на глаза туристов они наводят аж с 1932. Неужели не заметно?

Но это ещё что – со стороны самого Васильевского открывается безобразный вид на ржавые пакгаузы «Адмиралтейских верфей». Его очень любят фотографировать иностранцы, с бортов круизных лайнеров. Для них это первое впечатление от «небесной линии». Александр Первый хотел построить на этом месте здание, аналогичное Горному университету – и назвать двойной ансамбль «Морским фасадом Петербурга». Вот интересно, если бы какой-то инвестор решил воплотить идею царя сегодня, насколько сильно он получил бы по рукам от поборников «гармоничного развития городской архитектуры»?

Адмиралтейские верфи
Фото © Форпост Северо-Запад /

В обязательном порядке стоило бы снести и телевышку. Если смотреть от Зимнего дворца, то, согласитесь, она мешает эстетическому наслаждению видом Петропавловки. Совершенно лишняя доминанта. Убрать бы ее куда – нибудь в район села Первомайское. Экраны, правда, будут рябить.

Хотя, сегодня у эстетов другая проблема – «Лахта – Центр». Все пропало – спасли Охту, но спасти Лахту не удалось. В следующем году 462 метра газпромовского безобразия уничтожат видовую панораму города навсегда. Как уничтожила Париж Эйфелева башня. Да что там башня - наглые потомки Александра Гюстава застроили целый округ Де Фанс отвратительными штаб- квартирами транс-национальных компаний. Посягнули на самое святое – процитировали Арк де Триумф в виде издевательской Большой арки Де Фанс.

небоскрёбы Парижа
© Общественное достояние

В 2009 году ЮНЕСКО исключило из перечня культурных памятников Дрезден. Виды на Эльбу, причем со стороны Оперного театра, ансамбля Цвингер, Дворца курфюстов, а не наоборот, испортил новый современный одиннадцатый мост. МИД Германии тогда выступил с заявлением сказав, что это стало для страны крупнейшим поражением со времен Второй мировой. Но при этом подавляющее большинство дрезденцев счастливо от появления новой переправы, поскольку устало от бесконечных пробок. И кто прав? Ах да, соборы и дворцы столицы Свободного государства Саксония это же не её достояние, а всемирное. Только кто об этом вспоминал в феврале 45-го?

Цвингер Дрезден
Фото © Форпост Северо-Запад /

В свое время Дрезден восстал против здания табачной фабрики, построенной в виде мечети. Стиль немецкого барокко был непоправимо испорчен. Сегодня это архитектурная жемчужина города.

Табачная фабрика Йенице, Дрезден
Фото © wikimedia.org/Michael Kranewitter

 Современный мегаполис не может жить только художественными образами прошлого, ему нужны новые мосты, новые магистрали, новые кварталы со своими доминантами. Альтернатива – стагнация.