Перейти к основному содержанию

Российские порты выигрывают конкуренцию у прибалтийских

31 октября завершится строительство автодороги к торговому порту Усть-Луга. Эта магистраль длиной 53 километра с путепроводами, мостами и развязками в разных уровнях возводилась шесть лет. Её появление станет очередным шагом к победе в конкурентной борьбе за экспортные грузы с прибалтийскими портами.

Ставка на Прибалтику

В советское время через порты Прибалтики переваливалось порядка 40% всего экспорта – около 90 млн тонн в год. Причина прозаична - удобное географическое положение и большая глубина у причалов. Мелководье Невской губы, которую моряки ещё в начале ХIХ века начали иронично называть Маркизовой лужей, не оставляло Санкт-Петербургу шансов в соревновании с латвийским Вентспилсом.

Именно туда в 60-е годы был проложен трубопровод, соединяющий побережье Балтики с российскими нефтедобывающими областями. Кроме того, в Вентспилсе были построены крупные терминалы для приёма жидких химических веществ, аммиака, калийных солей и других грузов. Параллельно развивались и близлежащие порты – Клайпеда, Таллин, Рига.

После распада Советского Союза инфраструктура, которую строила вся страна, досталась прибалтийским республикам. Россия же конкурировать с ними на равных не могла - дефицит пропускных способностей оказался слишком велик. Санкт-Петербург, Выборг, Приморск и Калининград вплоть до 2000 года были способны принять только четверть грузов региона. Перевалка через Прибалтику была единственно возможным вариантом.

Конкурентная борьба

В начале нулевых было принято стратегическое решение о развитии отечественной инфраструктуры, в частности, о строительстве в Усть-Луге глубоководного порта, способного составить конкуренцию прибалтам в борьбе за экспорт. Сегодня объём перевалки там составляет уже более 90 млн тонн ежегодно. Для сравнения в том же Вентспилсе – 18 млн. В 2016-м его грузооборот сократился на 16%.

Объем грузов, перевозимых через Латвию, продолжает уменьшаться и в этом году. Наиболее ярко эта тенденция видна на примере транзита угля. В течение третьего квартала он ежемесячно падал на 85%. Эксперты утверждают, что уже в 2018-ом Латвия может полностью потерять уголь в качестве транзитного груза. А к 2020 году страны Балтии лишатся более половины нынешнего объема российского экспорта. Сегодня это около 40 млн тонн.

Перспективы перевалки через Северо-Запад нашей страны внимательно изучают в Беларуси, Китае и Казахстане. В случае дальнейшего развития инфраструктуры, а также упрощения административных и таможенных процедур в наших портах значительная часть транзита из этих государств также может быть переориентирована на Россию.

Missing материал.

Потери Прибалтики

Такое развитие событий уже ударило по железнодорожной и портовой отраслям Прибалтики. Транзит – наиболее существенный источник их доходов. Мэр латвийского города Резекне (крупный железнодорожный узел) Александр Барташевич в интервью порталу «Спутник» подчеркнул, что «если Россия полностью откажется от перевозок по территории республики, отрасль ждет необратимая стагнация». А Латвия в целом станет менее привлекательной для инвестиций. По прогнозам прирост грузооборота морских портов Северо-Запада РФ к 2020 году составит около 60 млн. тонн. Почти половина этого объёма должна быть обеспечена за счет переориентации потоков из Прибалтики.

Сегодня в Латвии, Литве и Эстонии на долю транспорта приходится около 8% ВВП. Уход российского транзита означает серьёзные потери для бюджетов этих государств. По прогнозам в случае утраты всех наших грузов экономика Латвии лишится 1,3 млрд евро, 2,4% налоговых поступлений, а уровень безработицы в стране поднимется на 1,1%.

Перспективы России

Задача российских портов в этой ситуации – говорит Председатель Комитета Совета Федерации РФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Андрей Кутепов - продолжить работу над стратегией привлечения грузопотоков, повысить свою конкурентоспособность, реализовав планы развития портовой и припортовой инфраструктуры региона, упростив административные и таможенные процедуры. Парламентарии совместно с Министерством транспорта работают над новыми законодательными инициативами, введение в действие которых должно повысить привлекательность российских портов для азиатских партнёров, прежде всего, Китая и Казахстана, и отечественных компаний.

В следующем году в порту Высоцка будет введён в эксплуатацию терминал по производству и перегрузке СПГ. Через три года планируется построить терминал для перевалки минеральных удобрений в Усть-Луге, завод СПГ на берегу Лужской губы. Ещё один важный проект - универсально-перегрузочный комплекс в морском порту Приморск. Параллельно с портовой инфраструктурой будет увеличена провозная способность железнодорожного транспорта на участках Мга – Гатчина – Ивангород и Дмитров – Сонково – Мга.

«Потенциал роста экономики России в целом и Северо-Запада, в частности, во многом связан с развитием портов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, - отмечает Андрей Кутепов. – Россия не может позволить себе «дарить» Прибалтике свой грузопоток. Нет никаких причин отдавать свои экспортные и транзитные грузы в заграничные порты».

С начала 2017 года минимальная заработная плата в Латвии (брутто, то есть до уплаты налогов) была установлена в 380 евро ежемесячно. Это немало. Средняя заработная плата (также до уплаты налогов) - 810 евро, в государственных структурах - 828 евро, а у частников - 800. После уплаты налогов от этой суммы остаётся 611 евро. Однако и это не вся картина. В 2016 году 177 800 трудящихся получали значительно более низкую заработную плату, чем минимальная. В 2015 году таких работников было 173 400, то есть более двадцати процентов от всех работающих в стране. Население Латвии, по данным 2015 года, - 1 973 000 человек (а при советской власти было 3 700 000). Трудоспособных сейчас - 969 200, уровень безработицы - почти десять процентов.