Перейти к основному содержанию

Сексолог о романе учительницы и школьника в Петербурге: «Это нужно принять»

В городе набирает резонанс история любви учительницы иностранных языков и ученика 10-го класса школы на Васильевском острове. «Форпост» «по горячим следам» пообщался с психологом и сексологом Натальей Шляпужниковой, чтобы понять, что могло двигать подростком и преподавателем, и можно ли назвать их связь «историей любви».

В среду, 15 ноября, СМИ Петербурга сообщили о романе 24-летней преподавательницы со старшеклассником, из-за которого ей пришлось уволиться с работы. Учительница преподавала в одной из школ с углублённым изучением английского языка на Васильевском острове.

Пара охотно делилась фотографиями в соцсетях, а недавно десятиклассник показал снимок, на котором он держит свою девушку за руку. На безымянном пальце учительницы было кольцо. Затем в соцсетях девушка сменила свою фамилию на фамилию возлюбленного, а также семейный статус на «помолвлена».

«Форпост» обратился к психологу Наталье Шляпужниковой, чтобы понять, по какому сценарию могла развиваться столь необычная история любви.

На ваш взгляд, подобные романы - это история любви, похоти или страсти?

Во-первых, это могут быть все три эквивалента, в зависимости от начальной травматизации людей, которые сошлись вместе. Тут не такая большая разница в возрасте, но всё-таки это не совсем законно. Неизвестно, насколько подросток был близок к возрасту сексуального согласия [16 лет - прим.ред.] и совершеннолетия.

Вопрос в травматизации: если возникли реальные чувства и люди договорились между собой, то есть возможность возникновения любви. Но если женщина психологически травмирована, а молодой человек рос без матери, то он всегда будет искать себе в качестве партнёра женщину старше себя, чуть не со школьной скамьи.

Имеют место перверсии сексуального воспитания, патологическая связь. Связь болезненна, и часто будет «отыгрываться», пока мальчик психологически не вырастет в мужчину.

Почему тогда в этом контексте сверстницы не могут привлечь внимание подростка?

Всё исходит из детства. Такое может быть, если мальчик рос без материнской заботы и любви. Если есть мама - то она может быть эмоционально холодной женщиной, которая не давала мальчику тепла, тем самым не развивая в нём чувств к женщинам своего возраста. Исходя из этого, мальчик всю жизнь может стремиться ей доказать, что он чего-то стоит.

Если он доказать этого не может, то таким субъектом может стать человек старшего возраста, как, вполне возможно, и учитель, который мог проявить к нему снисхождение. В таких отношениях вполне возможен сексуальный контакт.

Применимы ли такие ситуации, но в обратную сторону?

Конечно, мы знаем про существование «эдипова комплекса» и «комплекса Электры», когда девочка влюбляется в своего отца, а мальчик - в мать. И всё в дальнейшей жизни у детей зависит от того, как они пройдут эту фазу, которая проходит с 3 до 5 лет.

Если мать или отец были заняты и были замещающие их люди (например, бабушка или дедушка), то, как правило, перверсии возможны в отношении обоих полов. Девочки ищут себе «папиков», удовлетворяя потребности в «отцовской» любви. Сексуальный контакт - уже следствие.

Что толкает учителей на связь с учениками?

Если мы говорим о таких отношениях, то это могут быть два не совсем эмоционально стабильных человека. Невропатологическая связь всегда чревата тем, что в паре сходятся два «невротика»: один удовлетворяет потребность в «материнской» любви, а вторая может страдать от низкой самооценки. Среди своих сверстников у неё может не получаться найти подобающую пару с долгими отношениями.

Сойтись они могли достаточно просто: тем более, у неё могло не быть долго сексуальных контактов, а он мог на это «надавить» - тем более, женщины в этом возрасте «расцветают». И всё - «невротики» сходятся в паре.

По-вашему, насколько долговечными могут быть подобные отношения?

Чем больше невротики доставляют страданий себе и людям вокруг, тем дольше и крепче могут быть отношения. Если один из них начнёт психологически «расти», пойдёт к психотерапевту или встретит «здравомыслящего» партнёра, то такие связи сразу прервутся.

Мог ли возраст учительницы стать одним из факторов? Пока подросток видит в молодых преподавателях сексуальный объект, такие связи могут повторяться?

Молодые учителя могут привлекать старшеклассников даже своим видом. Это вполне может стать одним из «камней преткновения» в будущем.

Если родители подростка столкнутся с этой ситуацией, то что им нужно делать? Нужно ли им и могут ли они что-то предпринять?

Родителям это нужно принять. Чем больше они противятся, тем больше будет сопротивление со стороны молодых. Им это надо рассмотреть с позиции «уж лучше так, чем в старшем возрасте будут проблемы психологического плана».

Напомним, средний возраст, в котором российские дети пробуют алкоголь и вступают в первый сексуальный контакт - 13,5-14 лет. Поэтому как бы родители не противились, то это всё равно произойдёт.

Конечно, всему своё время. Родители могут только обеспечить безопасность подростка, показав или рассказав ребёнку нужную информацию.

Отметим, когда петербургская история любви получила общественный резонанс, успешной учительнице и переводчице пришлось удалить свою страницу «ВКонтакте» и уволиться из школы.