Авиаэксперт: «У законопроекта, обязывающего авиакомпании возвращать деньги в аэропорту, нет шансов выйти из коридоров Госдумы»

аэропорт
Фото © www.tourinfo.ru

Депутаты Государственной думы намерены бороться с задержками самолётов в аэропортах. Предполагается, что пассажирам, ожидающим вылета, будут возвращать деньги за билеты при значительных сбоях в расписании рейсов. «Форпост» решил узнать у авиаэксперта Олега Пантелеева о перспективах такого решения.

Как сообщила в понедельник, 4 декабря, «Парламентская газета», народные избранники подготовили законопроект, который даст возможность пассажирам после трёх часов ожидания рейса вернуть свои деньги прямо в аэропорту.

По мнению одного из авторов законопроекта, эсера Игоря Ананских, большинство сбоев в расписании происходит по вине авиакомпаний. Политик считает, что у авиаперевозчиков зачастую нет запасных самолётов и когда с одним лайнером возникает проблема, его невозможно заменить.

Новые правила должны помочь пассажирам, «застрявшим» в аэропортах и не имеющим на руках денег, чтобы купить новые билеты. Своим мнением о законопроекте поделился руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

- Олег Константинович, поможет ли принятие нового законопроекта уменьшить количество задержек в российских аэропортах?

- Уже сейчас в число оснований для вынужденного возврата средств за уплаченные билеты в соответствии с федеральными авиационными правилами входят задержка и отмена рейса, указанного в билете. Иными словами, авиакомпания в любом случае обязана вернуть деньги за билет, если пассажир при задержке рейса написал заявление, в котором потребовал возврата. Даже если речь идёт о так называемом невозвратном тарифе, отмена или задержка рейса - основания для того, чтобы пассажир при желании мог потребовать возврата денег.

Сейчас предлагается выдавать средства прямо в аэропорту. Но здесь есть определённые сомнения в том, что господа депутаты вообще представляют себе, как организована продажа авиабилетов и что это такое. Например, в аэропорту Анадыря могут совершать посадку самолёты, вмещающие порядка 400 пассажиров, даже в относительно небольших лайнерах — 250 кресел, при этом стоимость билетов составляет минимум 25 000 рублей. То есть под каждый рейс, для обеспечения требований, авиакомпания должна завозить 6 250 000 рублей наличными. Поэтому, это довольно-таки неразумное решение.

Далее, мы знаем, что практика возврата средств за авиабилет реализуется, как правило, там, где пассажир совершил покупку. Если пассажир оплатил сделку банковской картой, то деньги возвращаются ему на банковскую карту. Сроки прохождения средств по картам в определённых случаях могут составлять несколько рабочих дней.

- То есть это уже вопрос к банкам, а не к авиакомпаниям?

- Конечно. И изменить банковскую систему ради «хотелок» депутатов, я думаю, будет слишком накладно. Наконец, есть ещё одна коллизия. Билет пассажира может оплачивать другой человек. Тогда становится непонятно, кому возвращать и как требовать.

Мне кажется, в законопроекте будет достаточно сложно предусмотреть все эти моменты. Поэтому стоит остановиться на том, что задержка рейса уже сегодня может являться основанием для вынужденного возврата.

- Вынужденный возврат предусматривает возвращение всей суммы, уплаченной за билет?

- Да, речь идёт о возврате полной стоимости билета.

- Если законопроект всё же будет принят, будут ли авиакомпании вынуждены поднять цены на билеты?

- Увеличения стоимости билетов ждать не стоит, потому что у этого законопроекта нет шансов выйти из коридоров Госдумы.

- Согласны ли Вы с тем, что сейчас наблюдается тенденция удорожания услуг (стоимость билетов, сервиса, перевозки багажа, - прим.ред) в авиасфере?

- С учётом того, что в 2017 году билеты стали дешевле, чем годом раньше, конечно, инфляционные процессы неизбежно приводят к тому, что услуги дорожают. Но если мы посмотрим, сколько авиабилетов можно купить на среднестатистическую зарплату, то увидим обратную ситуацию: с каждым годом они становятся всё более доступными для пассажиров. Это приводит к росту популярности авиатранспорта. Российская Федерация с 2000 года, за исключением буквально 3-4 лет, когда речь шла о преодолении экономического кризиса, демонстрировала постоянный, стабильный и очень интенсивный рост количества авиаперевозок. На фоне сколь-нибудь значительного снижения доступности количество пассажиров расти не может.

Добавим, что в сентябре этого года в Госдуму уже вносился законопроект, регламентирующий деятельность авиакомпаний. Предлагалось ужесточить наказания за овербукинг, то есть продажу билетов в количестве мест, превышающих число мест в самолёте. В числе авторов законопроекта также был депутат Игорь Ананских.