Перейти к основному содержанию

Дмитрий Пучков рассказал о «Матильде», «Аритмии» и «Нелюбви»

Писатель, публицист, знаменитый переводчик фильмов и блогер Дмитрий Пучков написал новую книгу «Билет в кино» о массовом кинематографе. «Форпост», пользуясь случаем, решил узнать у критика и писателя, что он думает о современном рынке отечественных фильмов, громких премьерах и перспективах индустрии.

В свет выходит новая книга Дмитрия Пучкова, который известен под творческим псевдонимом «старший оперуполномоченный Goblin». Читателям знакомы предыдущие книги писателя - «За державу обидно. Вопросы и ответы про СССР» и «Самогон». За последние несколько лет блогер успел поучаствовать в качестве чтеца в образовательной акции «Тотальный диктант», был членом Общественного совета при Минкульте РФ, где как эксперт оценивал сценарии фильмов, подававших заявку на получение государственного финансирования.

В своей новой книге Пучков собрал свои мнения и оценки картин разных жанров, преимущественно, зарубежных. Корреспондент «Форпоста» решил отвлечь блогера от заграницы и поговорить с ним о реалиях российского кино.

- О чём Ваша книга, что Вы хотели донести до читателя?

Я пишу о том, что смотрю, о том, что мне интересно. Уверен, что нет таких людей, которые всё время наслаждаются лишь Ларсом фон Триером, не отвлекаясь ни на что другое. Книга ориентирована на тех, кто смотрит и любит западное, американское, англоязычное кино, в некоторой степени на тех, кто смотрит отечественное кино. У меня собраны самые разные картины.

- Один из самых скандальных фильмов этого года - «Матильда» Алексея Учителя. По-вашему, чем обоснована травля картины?

Я считаю, что никакой травли не было, по крайней мере, я это травлей не считаю. Есть люди, которые обладают низким уровнем культуры, они не образованы. Так вот одна часть этих людей снимает фильмы, а другая возмущается. Думаю, что всё это наступление было составной частью рекламной кампании картины.

Missing материал.


- Ещё два нашумевших фильма - «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и «Аритмия» Бориса Хлебникова. Как Вы думаете, у них есть шансы стать культовыми?

Я сомневаюсь, что эти фильмы вообще кому-то интересны, кроме узкой группы людей, которая любит произведения подобного рода, ни о каком культе и речи быть не может. Для нас культовое кино - «Брат» (режиссёр Балабанов, 1997 год - прим.ред.), который весь на цитаты растаскан, а, если спросите на улицах людей про эти фильмы, то узнаете, что никому они не нужны.

Missing материал.

- То есть, это - плохие фильмы?

«Аритмия» - очень хороший фильм, могу лишь выразить глубочайшее сожаление, что он совершенно не раскручен и до масс не доведён. Хотелось бы, чтобы именно такое кино до зрителя доходило, но увы, ведь это не «Матильда», кто даст столько денег на рекламу.

Знаете в чём отличие рядового гражданина от творца? Второй умеет показать проблему под особенным углом, как режиссёр Звягинцев в фильме «Нелюбовь» - он задаёт вопросы, предлагает думать. Гениальный режиссёр ещё и ответы может дать на эти вопросы, а он не может, но это не делает его плохим режиссёром. Большинство наших творцов ведь и вопросов задать не могут, потому что они профессионально безграмотны.

Missing материал.

- Самым кассовым фильмом в истории РФ стал «Последний богатырь» [режиссёр Дмитрий Дьяченко, 2017 - прим.ред.], чем это можно объяснить?

Всё очень просто. При капитализме кино - способ зарабатывать деньги. Например, в США главным потребителем индустрии являются подростки в возрасте 15-17 лет. Очень выгодно снимать для детей. Как правило, ребёнка в кино ведёт либо папа, либо мама, а иногда они идут втроём, в таком случае количество проданных билетов существенно возрастает. Давно пора понять, что кинематограф сегодня - коммерция, а не площадка для просветительских и идеологических идей.

«Последний богатырь» - грамотно снятый коммерческий фильм, рассчитанный на детскую аудиторию, и оправдавший все ожидания. Если бы такие помои как «Матильда» или «Викинг» (режиссёр Кравчук, 2016 год - прим.ред.) собирали больше всех - это было бы печально, а то, что люди идут на детское кино - абсолютно нормально.

- Может быть, Вы видите перспективы в сериальном рынке России?

Безусловно. В этом направлении перспективы самые благоприятные, потому что сериалы больше, чем кино подходят для зарабатывания денег. Там перестали воровать, уже построена индустрия. Сериальный мир - кузница кадров для большого кино. А то, что дрянь в итоге получается, так это опять же потому что у нас творцов нормальных нет, а есть переростки.

Отметим, что по данным российского Фонда Кино, в 2017 году российская киноиндустрия бьёт рекорды. Кассовые сборы текущего года превзошли прошлогодние показатели почти на 40% и составили 11,9 млрд рублей. В то же время, количество зрителей зарубежных фильмов выросло всего на 2%.