Перейти к основному содержанию

«Треугольник» ждёт перемен

фабрика
© Форпост Северо-Запад

Территорию бывшего завода резиновых изделий «Красный Треугольник» ждёт большое будущее. Согласно проекту концепции развития этого участка, здесь появится современный «город в городе» - жилой район с собственной социальной и коммерческой инфраструктурой. Он придёт на смену другому, стихийному «городу», который образовался на этой территории в последние годы. «Красный Треугольник», благодаря удачному месторасположению и низкой арендной плате, стал центром, объединяющим деятелей искусства и представителей малого бизнеса. Найдётся ли им место в новом «Треугольнике» - пока непонятно.

Архитектурное бюро «Герасимов и партнёры» в ближайшее время представит в Смольном проект развития территории бывшего завода «Красный Треугольник» в Петербурге. Компания уже презентовала проект общественности. По замыслу «Герасимов и партнёры», на месте некогда крупнейшего в стране производителя резиновых изделий появятся жилые кварталы, школа, кинотеатр и ботанический сад. Часть зданий бывшего предприятия, те, что признаны памятниками архитектуры, планируется приспособить под новые функции, а все остальные - снести.

красный треугольник
© Форпост Северо-Запад

По оценкам оператора развития территории «Красного Треугольника» Фонда имущества Санкт-Петербурга, с лета 2017 года на реализацию предложенного проекта должно уйти от трёх до пяти лет. Это при условии, что быстро найдётся надёжный и ответственный девелопер.

«Частные и точечные инвесторы начали проявлять интерес к этой территории уже давно. Её локация определена достаточно понятно и находится в той части города, которая логично будет развиваться в настоящий момент. Раньше Обводный канал не считался хорошим местом для размещения жилья. Но с учётом динамики развития застройка его в полноценные кварталы вполне логична», - рассказала «Форпосту» руководитель проектов девелопмента и развития территорий группы Becar Екатерина Тейдер.

Для этичного поэтапного освоения «Красного Треугольника» необходимо решить ряд вопросов, связанных с правами собственности на отдельные участки территории завода и защитой исторических зданий. Но, по мнению Екатерины Тейдер, их совокупность меньше, чем, к примеру, в Апраксином дворе - другой депрессивной зоне центральной части Петербурга, редевелопмент которой из года в год откладывается и о которой часто вспоминают в контексте разговора о будущем территории «Красного Треугольника».

Перекрёсток эпох

Завод резиновых изделий, расположенный на набережной Обводного канала, был одним из первых крупных промышленных предприятий города на Неве. Отец-основатель производства - немецкий предприниматель Фердинанд Краузкопф - открыл его в 1860 году под названием Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник». Организованное немцем российско-американское товарищество стало первым отечественным производителем галош и резиновых сапогов.

После революции 1917 года завод был национализирован и вскоре закрыт. Почти весь следующий год производство на нём стояло. Возобновилось оно только в декабре 1918 года — обновлённое предприятие получило название Государственный завод резиновой промышленности №1. В октябре 1922 года оно снова стало «Треугольником», но на сей раз «Красным».

красный треугольник
© Форпост Северо-Запад

На время Великой Отечественной войны производство резиновых изделий — к тому времени на «Красном Треугольнике» помимо обуви уже изготавливали автомобильные шины и синтетический каучук — перенесли в Саратов и Свердловск, а предприятие было переориентировано на изготовление заградительных аэростатов. Но уже зимой 1941-1942 годов сильно пострадавший от авианалётов завод был законсервирован. Вновь к полноценной работе и выпуску довоенного ассортимента «Красный Треугольник» приступил в январе 1945 года.

После распада СССР началась медленная агония предприятия. От него откалывались отдельные цеха и производства, превращаясь в независимые коммерческие фирмы. А в мае 2001 года в отношении ОАО «Красный Треугольник» было возбуждено производство по делу о банкротстве. Спустя год, в мае 2002 года предприятие было признано банкротом.

Несмотря на то, что производство резиновых изделий ведётся здесь до сих пор, от былого могущества в «Красном Треугольнике» остались только осколки. В настоящее время значительная часть бывших производственных зданий либо сдаётся в аренду, либо пустует.

Показательно, что в магазине резиновой обуви, действующем неподалёку от главного входа на предприятие ещё с советских времён, основной ассортимент сегодня - не местная продукция, а сапоги и кеды, изготавливаемые на заводе «Псков-Полимер».

В остальном в магазине, который так и называется - «Красный Треугольник», ничего не напоминает об изменениях, произошедших в стране за последние 20 лет. На прилавках разложены резиновые сапоги и галоши, а в углу над шапками-ушанками висит портрет Ленина.

ушанка
© Форпост Северо-Запад

Продавщица магазина резиновых сапогов, пережившего смену государственного режима, приватизацию и несколько экономических кризисов пожаловалось, что сейчас, наблюдая по телевизору за новостями о грядущем редевелопменте «Красного Треугольника», ожидает увольнения как никогда.

«Нам, конечно, ни о чём начальство не говорит. Я думаю, скажут уже когда всё окончательно будет решено и надо будет покидать территорию. Но хорошо хотя бы сохранили это здание, стёкла здесь не побили. Вы посмотрите другие корпуса, какая там разруха», - рассказала «Форпосту» работница, не пожелавшая представиться.

В 2017-м полуразрушенный «Красный Треугольник» облюбовали люди искусства - музыканты и художники. Десятки репетиционных точек и студий соседствуют с творческими мастерскими. Но назвать это место арт-кластером язык не поворачивается. Стихийный лофт-проект разросся на фоне шиномонтажных и ларьков с шавермой, а приспособленный под бизнес-центр корпус работает в нескольких шагах от заброшенных зданий, как будто одна эпоха прямо на глазах в замедленном темпе сменяет другую. В пейзажи «Красного Треугольника», где советская кафельная плитка лежит рядом с кирпичами, на которых выгравированы немецкие слова, это вписывается гармонично.

Музыканты на чемоданах

С лета 2010 года в одном из бывших заводских корпусов работает рок-клуб «Байконур». Сегодня для молодых музыкантов это одна из самых демократичных и доступных площадок в городе. За семь с половиной лет на ней успели сыграть не только музыканты, репетирующие здесь же, на «Треугольнике», но и, к примеру, известный гитарист-виртуоз Сергей Табачников, группа «Бригадный подряд» и несколько зарубежных коллективов. Директор «Байконура» Сергей Снытко по совместительству работает в нём и звукорежиссёром, и уборщиком. По его признанию, только такая экономия позволяет проекту держаться на плаву.

репточка
© Форпост Северо-Запад

К грядущей перестройке «Красного Треугольника», предусматривающей создание и творческих пространств, Сергей Снытко относится скептически.

«Если новые общественные пространства будут сделаны по образу «Новой Голландии» или Домов Молодёжи, что есть в каждом районе, то к настоящей молодёжной культуре это не будет иметь никакого отношения», - рассказал он «Форпосту».

Со Снытко согласен и заместитель главного редактора и ведущий радиостанции Shock, редакция которой находится на территории «Красного Треугольника» с 2012 года, Максим Тернов.

«Мы поговорили с нашим главным редактором, который немного знаком с ситуацией вокруг «Треугольника», и пришли к выводу, что придётся искать новое помещение. Да, у города было много планов по переделке больших площадей в центре, которые никуда не ушли дальше разговоров. Но здесь, я боюсь, всё намного серьёзнее. Мы уже оглядываемся вокруг и присматриваемся к другим вариантам. Надо быть готовыми, а эфир не должен прекращаться ни в коем случае», - объяснил Темнов.

По его словам, хотя переезд для радиостанции — дело хлопотное, грядущий редевелопмент станет бОльшим ударом для сотен музыкантов, уже годами репетирующих на «Красном Треугольнике». Найти такие же большие и бюджетные площади для организации репетиционных точек для них будет непросто.

комната
© Форпост Северо-Запад

По мнению Темнова, редевелопмент на пользу «Красному Треугольнику» не пойдёт. Радиоведущий опасается, что после обновления в новом районе не только не найдётся места для музыкантов, но и пострадают исторические здания.

«Обещают сохранить? А когда такое было, что удавалось что-то приспособить без сноса?», - задал риторический вопрос руководитель радио Shock.

Анклав искусств

В отличие от музыкантов, художники, работающие на «Треугольнике», смотрят на своё будущее с оптимизмом.

«Мы надеемся, что в рамках концепции развития «Красного Треугольника» найдётся место текущим творческим резидентам - художникам, ремесленникам, музыкантам, фотографам и другим творцам. Сейчас мы как раз проводим картирование творческих резидентов, чтобы оценить, каковы их потребности в площадях и каковы их финансовые возможности с точки зрения арендной платы», - рассказала «Форпосту» доцент Института дизайна и урбанистики Александра Ненько.

Организованный ею на территории «Красного Треугольника» анти-фестиваль Arte Punctura в сентябре 2017 года объединил художников, работающих на территории бывшего предприятия. Их нашлось более десяти, в том числе известные мастера современного искусств Александр Дашевский и Олег Хвостов.

Ненько исследует территорию завода у Обводного канала с 2015 года. По её словам, это место не только даёт пространство для организации творческих мастерских, но и вдохновляет мастеров на творчество.

«Атмосфера «Красного Треугольника» интересна художникам «со стороны», которые черпают в этом месте вдохновение, находят буквально под ногами интересные художественные материалы - металлические детали, проржавевшие листы, чёрный пепел; сами стены корпусов и бетонные заборы вдоль железнодорожной колеи становятся местами для граффити и муралов», - объяснила куратор Arte Punctur.

Уличных художников-граффитчиков завод привлекает не только урбанистической атмосферой, но и спокойствием, дававшим возможность рисовать не просто сколько угодно, но и что угодно. Самым известным из всех настенных рисунков, оставленных здесь — граффити с недовольным политиком Милоновым, прячущимся под зонтиком от радужных человечков. Эта работа арт-группы «Явь», появившаяся на одном из корпусов «Красного Треугольника» в ноябре 2015 года, наделала много шума в интернете. В случае успеха проекта редевелопмента творческим бунтарям, видимо, придётся подыскать новые площадки для своих арт-провокаций.

граффити
© Форпост Северо-Запад

Год на роликах

За несколько последних лет бывший завод стал ещё и спортивным центром. Помимо футбольных полей, боксёрских рингов и залов для занятий спортивными танцами на его территории сегодня обустроились и те, кому в городских физкультурно-оздоровительных комплексах места обычно не находится.

Руководитель роллер-школы WheelWood Тимур Умаров открыл в одном из корпусов «Красного Треугольника» роллердром. Он уверен, что если потребуется переезд, то другое такое место в городе найти ему будет очень сложно.

«В основном, сдаются какие-то склады в районе КАД. В центре предлагаются преимущественно этажи с колоннами. Открытых пространств почти нет. Можно, конечно, взять землю и построить, но невероятно трудно найти для этого место в центре. Здесь для нас идеальные условия. Рядом – Обводный, ЗСД, метро, вокзал», - объяснил Тимур Умаров.

По словам руководителя, и школа, и зал действуют около года и пока всё развивается успешно. На будущее WheelWood строят большие планы. Например, сделать из велодрома универсальный зал, в котором будут проводиться вечеринки и мастер-классы. Для этого есть все предпосылки — большая свободная площадь, качественное звуковое оборудование, освещение. Непонятно, хватит ли времени, чтобы развернуться в полную силу.

роллердром
© Форпост Северо-Запад

Но несмотря на идеальное месторасположение зала и собственные потраченные усилия, Умар поддерживает идею редевелопмента «Красного Треугольника». Он убеждён, что весь центр города должен выглядеть достойно.

«Если я узнаю, что мой договор аренды не будет продлён на будущий год, у меня будет буфер времени на то, чтобы найти к новому году новое помещение. Выступать против и требовать, чтобы меня оставили здесь? Я не вижу в этом большого смысла», - добавил руководитель WheelWood.

Под прицелом у девелоперов

«Красный Треугольник» часто называют флагманом «серого пояса» Петербурга. Однако застраиваться он будет одним из последних среди южных городских промзон, уже несколько лет уступающих место жилым проектам. Новостройки выросли в непосредственной близости от бывшего производителя резиновых товаров. На востоке, между улицами Розенштейна и Шкапина в 2014 году был сдан жилой комплекс «Панорама 360», а на западе, на Старо-Петерговском проспекте, готовится к вводу в эксплуатацию ЖК «Адмирал».

Оба проекта хорошо видны с территории «Красного Треугольника». Они нависают над его полуразрушенными домами, словно напоминая, что места для строительства жилья в Адмиралтейском районе осталось не так много и появление новостроек на территории «Треугольника» лишь вопрос времени. Сколько места при этом останется под культурный кластер и появится ли он здесь вообще - вопрос воли Смольного и активности тех, кто работает на «Красном Треугольнике» уже сейчас.