Перейти к основному содержанию

Дмитрий «Гоблин» Пучков: «В новом году сосредоточусь на кино»

Петербургский блогер и публицист, известный под псевдонимом «Гоблин», рассказал «Форпосту», почему больше не играет в компьютерные игры, за что не любит Тарантино и как надо праздновать Новый год.

Дмитрий Пучков успел сменить десяток профессий: побывал автослесарем, таксистом, токарем, кузнецом, библиотекарем, милиционером-кинологом и старшим оперуполномоченным. В конце 1990-х сначала писал обзоры компьютерных игр, а потом помогал адаптировать их к российскому рынку – делал переводы текстов, руководил актёрами, дублировавшими речь героев и даже сам участвовал в озвучке. Гораздо большую известность голос Пучкова получил после запуска им студий «Полный Пэ» и «Божья искра», занимавшихся комичными и «правильными» переводами зарубежных фильмов. В 2000-е «гоблиновские переводы» полюбились народу, как наиболее честная версия озвучивания западного кино.

Сегодня Пучков - популярный блогер, рассуждающий на своём YouTube-канале на совершенно разные темы, от последних политических событий до кулинарии.

- Не могу не спросить Вас, как бывшего сотрудника органов, о недавнем взрыве в петербургском магазине «Перекрёсток». Почему меры безопасности в общественных местах усиливаются, а теракты продолжаются?

- Они же не везде усиливаются. В метро - да, и там взрывов не происходит. А в каждый магазин физически невозможно поставить по милиционеру. Количество милиционеров у нас, обратите внимание, сокращают. Видимо, никаких угроз у нас нет. Чем больше сокращают, тем больше должно быть взрывов.

А самое главное - это работа оперативных служб. Надо не в метро стоять и отслеживать людей, которые заносят мины. Надо работать на предупреждение: внедряться в преступные сообщества этих самых экстремистов и знать, чего они хотят и чего они делают. Вы залезьте в социальную сеть «Вконтакте» и посмотрите на количество нацистов, исламистов, ваххабитов и прочих людей, которые, не таясь, несут разнообразную ахинею и призывают убивать. Убивать славян, убивать мусульман, русских, нерусских - всех на свете. Если ими не заниматься, то и будут убивать. Я замечу, что это происходит очень и очень редко, что говорит об очень эффективной работе оперативных служб.

- Человек может себя как-то застраховать от террористической атаки, или это фатум и ничего тут не поделаешь?

- Конечно, тут не угадаешь. Но я бы посоветовал не ходить на Новый год ни на какие массовые торжества. Сидите дома, отмечайте с семьёй - целее будете. Я точно никуда не пойду.

- Важнейшим событием уходящего года, во всяком случае для петербуржцев, стал ещё один теракт - апрельский взрыв в метро, в перегоне между станциями «Сенная» и «Технологический институт». Город и его жители изменились после этого происшествия?

- На мой взгляд, нет. Это если говорить об изменениях всех и каждого.

Missing материал.

Но заметно увеличилось количество не совсем здоровых на голову славянских молодых людей, которые принимают ислам и после этого начинают заниматься террористической деятельностью. Известные организации используют их, так как они меньше привлекают внимание полиции. Их используют, например, для того, чтобы пронести самодельные взрывные устройства. Зачем парни этим занимаются, мне понять сложно. С моей точки зрения, это закономерный итог уничтожения пионерской и комсомольской организаций.

- Молодые славяне в радикальном исламе стали трендом именно 2017 года?

- Лично мне заметно, что в этом году их стало больше.

- Не так давно в вашем блоге было опубликовано интервью с пранкерами, известными как Лексус и Вован. Они выкладывают в интернет аудиозаписи телефонных розыгрышей знаменитостей. Почему такого рода шутки так популярны в народе?

- В них видно, кто умный, а кто глупый; кто лжёт, а кто говорит правду. Любые звонки представителям власти, неважно, нашей или не нашей, немедленно раскрывают в собеседниках вещи, мягко говоря, неприглядные. Официально власть о чём-то лжёт, а неофициально рассказывает странные вещи. Слушать это всегда интересно. Вот недавно Парубий (Андрей Парубий - председатель Верховной рады Украины - прим. «Форпоста») 40 минут разговаривал с магнитофоном. На мой взгляд, это очень многое говорит об уровне интеллектуального развития этого самого Парубия.

- Звонки государственным лидерам не станут для пранкеров потолком? Придумать что-то более выдающееся, наверное, сложно?

- Я знаком с ними лично. Парни чудовищно изобретательны, прекрасно, мгновенно реагируют на любые ответы. Я думаю, что уже сделанное ими - это ещё не предел.

- Ваша студия находится на «Красном Треугольнике». Следите за новостями о том, что на его территории может появиться квартал с жильём?

- Нет никаких сомнений, что это произойдёт. Советские производства уничтожались именно для этого, чтобы сначала продать оборудование на металлолом, потом организовать офисный центр, а потом снести его и построить элитное жильё. Такое место, чуть ли не в центре города, как же тут ничего не построить!

Нас это никак не касается – кто где строит, продаёт, ворочает миллиардами. Нас об этом никто не спрашивает. Просто поставят перед фактом и всё.

- Свою публицистическую деятельность Вы начинали с обзора компьютерных игр и до сих пор представляете новинки видеоигр в своём блоге. Играете ли в них сам или это исключительно часть работы?

- Уже давно нет. У меня есть специальный сотрудник, который в них играет круглосуточно, а я смотрю ему через плечо. Просто на просмотр одного фильма уходит два часа, а на прохождение одной игры – 50-70 часов. Это ещё если вы ловкий и умелый. Где столько времени найти? Нету!

- С тех пор как студия «Полный Пэ» начала выпускать «правильные переводы» фильмов, кино в России стали лучше переводить и озвучивать?

- Конечно! Раньше же к переводу вообще привлекали безграмотных идиотов, по-другому никак не назвать этих людей. Они даже не знали английского и русского языков. А теперь качество повысилось. Это не говорит о том, что переводы стали хорошими. Лучше – не значит хорошо, это значит, что раньше было хуже.

Missing материал.

Есть неустранимые изъяны самого подхода к озвучке. Переводчик перевёл фильм, в меру сил, знаний и умений. Готовый перевод он отдал режиссёру дублежа, а тот английского языка не знает. Он смотрит в текст и бодро исправляет то, что ему не нравится, не понимая, что он искажает, портит, как лишает текст авторского замысла. После этого он зовёт актёров, которые кино тоже не смотрели, потому что ни у кого нет времени. Режиссёр Саша говорит актёру Васе: «Вася, у тебя тут 23 фразы, говори примерно вот так». Вася их примерно говорит. Получается кривой текст, сказанный как попало, его приклеивают к изображению и вот перед нами совсем другое кино.

Все англоязычные произведения изобилуют иронией, сарказмом и юмором. Это самая недоступная для переводчика часть, потому что в русской традиции если актёр пошутил, то он должен сатанински захохотать. А поскольку в англо-саксонской традиции всегда шутят с каменным лицом, то у нас за юмор некоторые моменты не воспринимают. Множество фильмов из-за этого угроблено.

- То есть люди, которые в девяностые годы переводили фильмы и сами же их озвучивали, были ближе к истине, чем те, кто занимаются этим сейчас?

- Это не так. Тогда переводили на слух. Нормальный перевод делается следующим образом – берётся текст английский и переводится на русский. Переводится, затем литературно редактируется и только после этого зачитывается. Если человек сидит в наушниках и слушает, что говорят актёры, из пяти предложений он поймёт четыре, перевести успеет три, а сказать успеет два. Если же у него ещё и дефект дикции, то совсем плохо будет. В результате получается приблизительный пересказ фильма, а вовсе не перевод, потому что масса тонкостей и нюансов теряется.

- А есть режиссёры, которых Вы не любите озвучивать?

- Не люблю Квентина Тарантино, потому что его фильмы состоят из одного словесного поноса, бессмысленного абсолютно. Герои говорят очень много, переводить это всё долго, озвучивать тоже долго и муторно. Оно того не стоит.

- Летом этого года «Комсомольская правда» признала Вас медиаперсоной года. Журналисты обращаются к Вам за комментариям по совершенно разным вопросам – от политики до литературы и спорта. Как можете объяснить интерес к своей персоне?

- Не знаю. На мой взгляд, я отличаюсь от окружающих только наличием здравого смысла в подходе к различным вещам и явлениям. Знаете, у детей есть такое течение «эмо»? Все вокруг рыдают непрерывно или смеются как умалишённые, выражают свои эмоции. А для меня самое важное – это трезвый рассудок, просто и без затей посмотреть на явление и разобрать его. Это, я думаю, во мне и интересно.

- Если трезво рассмотреть грядущие президентские выборы, что Вы о них можете сказать?

- Практически все кандидаты – это цирк шапито, не подразумевающий ничего.

Missing материал.

Лёха Навальный, суетящийся со своими судимостями, Ксюша Собчак, ведущая «Дома-2», тоже суетящаяся, бывший миллиардер Полонский. Кто эти люди? Зачем им это надо? Выдвинулся тут гражданин Грудинин, его хотя бы интересно послушать. Он реальный руководитель, понимает чего-то, взрослый человек. Но всё равно я считаю, что у Владимира Владимировича Путина рейтинги такие, что смысла участия в этих выборах для остальных нет.

- Тем не менее участвовать в них хочет уже более 50 претендентов. Почему?

- У нас свободная страна – пусть участвуют. А зачем им это надо? Самопиар. Политический капитал. Задел на будущее.

- Вернёмся к наступающему 2018 году. Что планируете новенького?

- В этом году я, честно говоря, уже упёрся в ограничение собственной производительности. Ряд вещей придётся поменять. Буду больше заниматься тем, что интересно мне самому и зрителям, а это кино. На него сделаю основной упор. А ролики о политике, истории и прочем останутся без меня, там уже набралось достаточное количество специалистов, которые могут и хотят беседовать друг с другом как профессионалы, я для этого не нужен.

- Под кино вы имеете в виду только обзоры или будут новые переводы?

- И переводы, и обзоры – всё на свете.

- Вы уже говорили, что встретите праздники дома. Каким новогодним блюдом будете лакомиться больше всего?

- Салатом оливье. Я придерживаюсь традиций, а людей, которым он не нравится, вообще не понимаю. То им оливье не нравится, то Пугачёва в телевизоре не устраивает! Давайте вам ещё разонравятся Дед Мороз и ёлка, вместо неё вы будете висеть на берёзе или ещё чём-то. Я считаю, что это несерьёзно и надо придерживаться традиций: есть оливье, пить водку и скакать под ёлкой. Этим я, собственно, и займусь.

Missing материал.

Если новый год для Дмитрия Пучкова должен стать кинематографическим, то уходящий можно условно назвать литературным. В 2017 году были изданы его книги «Вехи русской истории» (в соавторстве с Борисом Юлиным), «Урок истории», «Самогон» и «Билет в кино». «Гоблин» также написал предисловия к работам историка Егора Яковлева «Война на уничтожение. Что готовил Третий Рейх для России» и «Красный шторм. Октябрьская революция глазами российских историков».