Перейти к основному содержанию

Люди привыкли «щупать»: Автоэксперты оценили будущее онлайн-сервисов по продаже машин

Автопроизводитель Nissan начал продавать машины в России онлайн. Ранее такой же сервис запустила французская корпорация Renault. «Форпост» решил узнать у петербургских автодилеров и экспертов, безопасно ли заказывать машины через интернет и почему один из первых сервисов по онлайн продаже автомобилей в стране сейчас заморожен.

В пятницу, 2 февраля японский автоконцерн Nissan объявил о запуске сервиса онлайн-продаж автомобилей в России. Новая услуга уже работает на сайте новосибирского дилера «Эксперт НСК». Ещё 11 центров сейчас подключают к системе онлайн-продаж, в дальнейшем производитель планирует запустить сервис по всей России. В компании предлагают в несколько кликов заполнить заявку, правда, потом всё равно придётся прийти за автомобилем в салон.

«Мы стремимся предоставлять наиболее удобные и гибкие возможности приобретения автомобилей Nissan и поддерживаем наших клиентов. Онлайн продажи – новый и очень важный шаг в современном автомобильном мире, позволяющий автопроизводителям идти нога в ногу с прогрессом», - заявил глава Nissan в России Андрей Акифьев.

Однако автоэксперты скептически оценивают возможности подобных сервисов. По мнению директора по маркетингу городского автодилера «Максимум» Ивана Куца, сейчас рынок в России не готов к новому способу торговли.

Компания «Максимум» в ноябре 2016 года одной из первых в стране запустила сервис по продаже автомобилей онлайн - Carmart. Спустя почти два года, 29 декабря 2017 года, было принято решение заморозить проект.

«Результаты мы оцениваем недостаточно успешными для того, чтобы продолжать это, как отдельный бизнес», - отметил Куц.

Missing материал.

Проект столкнулся с тем, что люди не доверяли ценам на сайте, уточнил эксперт.

«При запуске у нас была установка проверить гипотезу, насколько рынок готов покупать новые автомобили через интернет. И оказалось, что количество людей, которым это нужно, исчисляется десятками в месяц. Соответственно, с учётом ресурса, который тратится на развитие и поддержание проекта, мы делаем вывод, что пока рынок не готов к этому.

На наш взгляд, проблема в том, что автомобильная индустрия сформировала определенный уровень недоверия к сайтам и для того, чтобы преодолеть это недоверие, нужен игрок, который не был бы автодилером. К примеру, в электронной коммерции таким игроком стал «Яндекс.Маркет». Он устанавливал правила игры и давал поток целевого трафика. И сейчас автомобильная индустрия варится в собственном соку. Если совсем просто, люди не доверяют сайтам автодилеров».

По словам Куца, покупатели готовы заказывать на сайтах автомобили с пробегом, но количества желающих оформить покупку через интернет недостаточно, чтобы говорить о популярности онлайн сервисов в Петербурге.

«Мы отметили, что пользовались спросом автомобили с пробегом и часто такие машины заказывались в другие регионы. Ещё часто покупали люди из пригорода. Видимо, чем дальше от Петербурга, тем меньше людям хочется ездить сюда за машиной. Второй важный момент - заказывали в основном корейские бренды, в частности Hyundai. Самая популярная машина в Петербурге была Hyundai Solaris. В среднем в Петербурге мы получали около 40 заказов в месяц. Чтобы сравнить, за последние полгода мы, к примеру, онлайн продали около двухсот автомобилей, а головная компания продала больше 3000 тысяч».

Куц отметил, что автопроизводителям легче развивать онлайн торговлю, чем дилерам. В конечном счёте, для их бюджетов обслуживание онлайн-продаж — это «капля в море».

Missing материал.

По мнению петербургского автоэксперта Сергея Асланяна, среди плюсов покупки машины через интернет - удобство и простота оформления сделки, а также экономия времени. Однако такой экспериментальный способ направлен на очень узкую целевую группу. В России люди привыкли «пощупать», прежде чем отдавать свои деньги.

«Это первые робкие попытки, они продиктованы западным опытом. Тот же Nissan занимается этим во всём мире, там это естественная часть ландшафта. А у нас это эксперимент на очень узкую целевую группу. Говорить о том, что на это можно будет делать ставку, ещё рано. К тому же, полностью заочно не получится, чтобы ты достал ключ из кармана и поехал. Заочная покупка, конечно, всегда плоха тем, что ты не имеешь полного представления о предмете. Покупатель увидит праздничную картинку на сайте, но суть будет отличаться. Окажется, что зазоры у автомобиля с палец толщиной, что пластик другого качества. Салон не такой уж просторный, а регулировок у руля недостаточно. Нужно понимать, что автомобиль - это предмет, с которым ты взаимодействуешь постоянно и на протяжении долгого времени, и поэтому проблемы все нужно решать на месте. Подобный продукт нужно мерить, как ботинки. Бесполезно покупать через интернет, всё равно не подойдёт. Рисков при покупке онлайн много, начиная с базовых вещей и комфорта, заканчивая вашей безопасностью».

Автоэксперт отметил, что онлайн-рынок продажи автомобилей в России будет формироваться «наживую», через пробы и ошибки покупателей. И когда будет появляться статистика, тогда плюсы и минусы нового способа продаж будут более очевидцы.