Перейти к основному содержанию

Петербургские велодорожки без велосипедистов

Очередная акция «На работу на велосипеде» состоялась в Северной столице в минувшую пятницу. По примерным подсчётам в ней приняли участие более 200 человек. «Форпост» узнал у координатора проекта «Велосипедизация Санкт-Петербурга» Таши Конкиной почему ездить зимой на велосипеде не так страшно, как кажется, как делить дорогу с автомобилистами и почему ездить по новым городским велодорожкам порой просто невозможно.

В пятницу, 9 февраля петербуржцы поддержали всемирную акцию «На работу на велосипеде». Более 200 человек отправились по заснеженным дорогам на работу на двухколёсном транспорте. Петербург по итогам акции занял девятое место в мире по количеству зимних велосипедистов. Участники активно делились своими впечатлениями от поездок и фотографиями в социальных сетях с хештегом #наработунавелосипеде.

Организатор акции и координатор проекта «Велосипедизация Санкт-Петербурга» Таша Конкина рассказала «Форпосту», что подобные заезды развеивают стереотип о том, что велосипед - это всего лишь спортивный снаряд.

Missing материал.

- На мой взгляд, такие акции нужны для того, чтобы люди поняли, что велосипед - это не просто снаряд, на котором можно выезжать только в парки на покатушки, а полноценный транспорт. За рубежом есть слово комьютинг- это регулярные поездки из точки А в точку Б, из дома на работу или учёбу, например. Некоторые велосипедисты так и называют себя - комьютерами. Это, конечно, заморочено, но суть именно в том, чтобы люди попробовали велосипед как транспорт и понимали, что для того, чтобы ездить на велосипеде, нужен просто велосипед. «На работу на велосипеде» - это общемировая акция, и мы её делаем три раза в год. А именно зимний вариант появился четыре года назад по инициативе наших финских коллег. Они придумали сделать такое мировое соревнование - в каком городе больше народу поедет на велосипеде зимой, и создали сайт winterbiketoworkday.org. Вообще акция проводится, в первую очередь, для новичков, мы стараемся мотивировать их всякими сумками с подарками, бесплатным кофе. И мы каждый год видим новых участников. Мы не считаем количество, но я думаю, это больше, чем 233 человека, которые зарегистрировались на сайте.

- Петербург оказался единственным русским городом в международном рейтинге зимних велосипедистов, с чем это связано?

- Не стоит к этому рейтингу серьёзно относится, потому что сейчас на первом месте сербский город Нови-сад, где теплее ( +1 градус – прим. ред ). Мы на восьмом месте, а выше нас большое количество северных соседей, у которых действительно холодно. Вообще мы обычно с Москвой соревнуемся, но у них другой важный проект проходит, связанный с велосипедной культурой, им не до этого. А так обычно участвует много российских городов.

- Когда ты сама начала постоянно ездить на велосипеде?

- Я начала кататься уже во взрослом возрасте, мне было за двадцать. У меня это произошло достаточно резко, я поехала к друзьям, у них были велосипеды. Я подумала «вот здорово, попробую сейчас сесть и поехать» и тогда меня это очень захватило. Друзья рассказали, что у них маленький город и они везде ездят на великах. Я подумала, что у меня тоже маленький город, я тогда жила в Вологде и там он действительно был спасением, не нужно стоять в пробках, не нужно зависеть от дорожной ситуации. И когда я переезжала в Петербург, первая мысль о том, что нужно взять с собой велик. Я его везла, он сваливался с третьей полки. Петербург, конечно, больше, но нужно понимать, что велосипед комфортен для поездок на небольшие расстояния. К примеру я на Васильевском острове живу и тут транспортная ситуация кошмарная. И вот на короткие поездки до 10 километров велосипед лучшее, что может быть. Я иногда даже в ливень могу поехать на велике, но не потому, что я фанатка, а потому что это практично. К примеру, как добраться Васьки на Адмиралтейскую? На метро долго, общественный транспорт плохо ходит.

Missing материал.

- Зимой ты тоже постоянно ездишь на велосипеде? Не мешает снег и гололёд?

- На самом деле нужно рационально выбирать. Если ты живёшь у станции и тебе нужно на другой конец города, то тут, конечно, лучше на метро доехать. Мы в «Велосипедизации» вообще за общественный транспорт, он решает много задач. Но да, зимой я тоже езжу, просто нужно понимать, что если тебе ехать недалеко, а на улице до -10 - в таком случае зимняя поездка не будет отличаться от зимней прогулки. Нужно только учесть, что из-за встречного воздуха мёрзнет лицо и пальцы на руках и ногах. Но эту проблему можно решить как следует утеплившись. И собственно всё, других лайфхаков у меня нет.

- Как к тебе относятся автомобилисты на дорогах?

- Сначала я боялась, я ведь еду так медленно, а машины так быстро. Но на самом деле есть правила дорожного движения и пока ты в рамках этих правил, ты можешь делать, что хочешь. Ты можешь ехать по проезжей части, ты можешь пропускать водителя, можешь не пропускать. И тут вопрос, скорее, взаимного уважения. Многие водители ведут себя некрасиво, не потому, что они такие злые, а потому что их в автошколах не учат, как обращаться с велосипедистами. И многие водители до сих пор думают, что велосипедист на проезжей части нарушает правила. И обязательно нужно это показать. Со мной такое тоже случалось. Одна из самых частых фишек водителей - они сбавляют скорость, открывают окно и начинают кричать «Девушка вам на тротуар». И многие не привыкли давать велосипедистам место справа. Нужно быть готовым к тому, что водитель просто не думает о тебе. Но это решается элементарной осторожностью на дорогах.

Missing материал.

- Как сейчас обстоит ситуация с велосипедной доступностью в Петербурге, на твой взгляд?

- У нас была когда-то шуточная карта велодорожек Петербурга – это был белый лист и там две тоненькие цветные линии. С тех пор ситуация изменилась, безусловно, построили велодорожки на Пискарёвском проспекте, на набережной Фонтанки, на Петроградке, и этот лист оброс новыми линиями. Но при том, что маршруты есть, пользоваться ими невозможно. То есть нет главных критериев, к примеру связанности - дорожка на Фонтанке, за которую мы боролись, начинается из воздуха и так же заканчивается. То же самое можно сказать и про часть дорожек на Петроградке. Зимой дорожки не чистят, фактически их нет. А летом другая ситуация - на них паркуются автомобилисты и их даже не штрафуют за это. Так что проблем ещё много, нужно вложить много сил в проектирование.

В планах «Велосипедизации» в ближайшее время вплотную заняться Васильевским островом, добавила Таша. Деньги на строительство велодорожек город уже выделил, но когда они появятся сказать сложно - с предыдущим проектом тянули около двух лет.