Перейти к основному содержанию

Владимир Александров: «В Петербурге сегодня можно построить любой корабль с точки зрения техники и технологий»

Судостроение всегда считалось одним из драйверов экономики Санкт-Петербурга. Сегодня отрасль становится всё более технологичной, а государственное финансирование программ по строительству военного и гражданского флотов позволяет ей сохранять устойчивый ежегодный рост производства примерно на уровне трех процентов. «Форпост» поинтересовался у президента Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Владимира Александрова за счёт чего судостроение может получить дополнительный импульс для развития.

Владимир Леонидович, достаточное ли внимание сегодня уделяет государство развитию предприятий, в том числе, в судостроительной отрасли?

Безусловно. Промышленность в Петербурге – одна из важнейших составляющих экономики нашего города, поэтому тот факт, что развитию предприятий сегодня уделяется большое внимание, конечно, не может не радовать. Мы видим серьёзный рост общих объёмов производства. В прошлом году он составил 5,5%. Если же говорить конкретно об отечественном судостроении, то за последние 15 лет мы стали свидетелями качественного рывка нашей отрасли.

В чём это выражается? Мы постоянно говорили о том, что отстаём, например, в подготовке морских инженеров в связи с присоединением России к так называемому Болонскому процессу, то есть в связи с переходом на двухуровневую систему подготовки – бакалавриат и магистратуру. Сегодня и Кораблестроительный институт, и другие вузы имеют право готовить полноценных специалистов, а Петербург и весь Северо-Западный регион в целом не испытывает острого дефицита квалифицированных кадров. Это стало следствием большой работы над повышением эффективности профильного образования.

Александров
© Форпост Северо-Запад / Александр Игнатович

Не менее важно и взаимодействие с учёными, с академиками. Много внимания было уделено сотрудничеству с Крыловским научным центром, с другими ведущими институтами, где занимаются разработкой передовых конструкторских решений или созданием прогрессивного оборудования. Это также позволило повысить эффективность работы, лучше понять каким путём мы будем развивать судостроение.

Какие суда сегодня строятся на петербургских заводах?

Сегодня действует несколько программ, которые достаточно успешно выполняются. Уверенно строится военно-морской флот, это очень важное направление. Начиная с 2023 года, мы должны поставить на производство новую военную технику, новые боевые корабли и подводные лодки. Для того, чтобы в полной мере решить поставленную задачу, нам, безусловно, необходима поддержка руководства страны, и мы её ощущаем.

Мы строим, естественно, не только военный флот, но и транспортный, рыболовный, промышленный. Были выделены колоссальные деньги на подготовку специалистов, в том числе проектировщиков, на закупку современного оборудования. Выделенные средства позволили нам не только закупить передовые технологии, но и самим научиться их производить. Сегодня ряд наших организаций: и Центр технологий судостроения и судоремонта, и промышленные предприятия успешно эту работу проводят.

Если говорить о конкретных примерах, то в декабре прошлого года, например, старейшее судостроительное предприятие России «Адмиралтейские верфи», заложенное ещё в 1704 году, передало ВМФ России ледокол «Илья Муромец». Военно-морской флот более 40 лет не заказывал корабли этого класса. Но самое приятное, что предприятие-строитель выступило одновременно и в роли проектировщика судна, это особенно важно.

Missing материал.

На Балтийском заводе в сентябре был построен первый серийный атомный ледокол «Сибирь» проекта 22220. Новый атомоход, как и его «старший брат» «Арктика», который планируется построить в 2019 году, станут самыми большими и мощными ледоколами в мире. На «Северной верфи» завершается строительство судна связи «Иван Хурс». В феврале оно ушло на ходовые испытания в Балтийское море.

Те задачи, которые стоят перед отраслью, требуют постоянного повышения квалификации персонала для того, чтобы наши верфи могли на равных конкурировать с заграничными. Ведётся ли работа в этом направлении?

Одна из основных задач руководства и актива - помочь людям повысить свою квалификацию. Например, на «Адмиралтейских верфях» сегодня трудится 6 с половиной тысяч человек. На «Балтийском заводе» - более пяти тысяч. Необходимо понимать, что их постоянное самосовершенствование - это обязательное условие экономического прогресса как самих производств, так и отрасли в целом.

Не секрет, что сегодня у нас существует некоторое несоответствие между ростом заработной платы и отдачей. Да, плохо, когда мы не доплачиваем рабочим, но хуже, когда переплачиваем. Потому что сегодня для нас крайне важен вопрос роста производительности труда. Мы сильно отстаём в этом направлении и не потому, что у нас плохой рабочий класс, а потому, что не очень высоки организационные экономические начала.

Задача руководителей, инженерных служб – повышать качество производства, внедрить систему, при которой у каждого будет возможность вырасти в профессиональном плане. Если мы это сделаем, то, я уверен, сумеем обеспечить рост производительности труда примерно на 40%. И этого уже будет достаточно для того, чтобы конкурировать с ведущими верфями мира, как по срокам строительства, так и по цене на продукцию.

Missing материал.

Насколько велик вклад в рост промышленного производства в Санкт-Петербурге судостроительной отрасли?

Довольно велик. Объём производства в судостроении - около 150 млрд рублей в год. Все предприятия устойчиво работают. Подтягиваются машиностроители – это одна из важнейших составляющих успешной работы нашей отрасли. Набирает обороты энергомашиностроение, прежде всего, два гиганта – «Кировмаш» и «Силовые машины». У нас традиционно на высоком уровне находится морское приборостроение.

Быть может, это прозвучит, чересчур пафосно, но нам сегодня под силу построить любой корабль с точки зрения техники и технологий.

Missing материал.