Перейти к основному содержанию

Машины на карусели: роторные парковки ждут своего часа

Карусельные паркинги, способные вмещать до 16 автомобилей на участке, где с виду поместятся только две машины, активно используются по всему миру в городах с высокой плотностью населения. В России эта технология уже несколько лет находится в числе перспективных, но практические проекты пока спотыкаются о скепсис инвесторов и бюрократические преграды.

Драки за парковочные места в культурной столице, к сожалению, давно не вызывают удивления. Карта «боёв» охватывает практически весь город. Страдают от них не только сами автолюбители, но также тротуары и газоны, на которых оставляют машины. Проблемы с парковкой есть и в центре, и в спальных районах, причём как старой застройки, не рассчитанной на резко возросшее количество автомобилистов, так и где-нибудь в Кудрово или в районе метро «Парнас» с новостройками, предусматривающими подземные автостоянки.

Для жителей высоток эконом- и комфорт-класса существующих подземных паркингов, зачастую, не хватает. В то же время для строительства платных крытых стоянок нужны время и земельные участки, которых в городе, в особенности в центральной его части, недостаточно.

Свои варианты эффективного размещения машин предлагают разработчики механизированных паркингов. В их арсенале несколько систем – от парковок «лягушек», когда одно машино-место нависает над другим с помощью гидравлического подъёмника, до многоэтажных автоматизированных «башен», в которых машины в специальные ячейки паркует скоростной подъёмник.

Missing материал.

Золотая середина, с которой разработчики связывают особые надежды - карусельные (роторные) парковки. Размещаясь на небольших участках, они способны вместить до 16 автомобилей. Машины занимают места в ячейках, расположение которых внешне действительно напоминает карусель. Эта конструкция вращается в любую сторону при помощи двигателя с редуктором. Автомобиль подаётся примерно за 1,5 минуты. Для обслуживания «ротора» нужен только один оператор.

Схема идеальна, когда на земле для парковки не хватает места, а под землёй её организация невозможна. Однако некоторые урбанисты уверены, что такие конструкции в центре города недопустимы.

«Если говорить о создании уличных парковок по такой технологии, то возникает много вопросов. В исторических районах на открытых пространствах их установка исключена ввиду эстетической стороны вопроса, возможно, разве что, размещение внутри зданий в рамках реконструкции», - рассказал «Форпосту» урбанист, координатор движения «Красивый Петербург» Стив Каддинс.

Генеральный директор компании «МАС-М», занимающейся разработкой и производством оборудования автоматизированных парковок Артём Щербак объяснил, что решение этой проблемы уже найдено.

«Конечно, скелет роторного паркинга – не самая приглядная конструкция и его вид может быстро надоесть. Но можно сделать аккуратные навесы, укрытия. Тем более, это также позволит защитить машины от осадков и от действий хулиганов. У нас же могут и бутылку кинуть. А стоимость таких укрытий незначительна на фоне остальных расходов, необходимых для строительства паркингов», - объяснил «Форпосту» Щербак.

По его словам, высокая стоимость импортного оборудования карусельного паркинга пока главное препятствие для внедрения технологии в России. Производители «каруселей» уверяют, что 12-местные «роторы» наиболее прибыльные, так как для строительства 16-местной парковки приходится дорабатывать конструктив, тратя на это лишние деньги.

Missing материал.

Стоимость продукции для изготовления 12-местной карусельной парковки, предоставляемой компанией «МАС-М», составляет порядка пяти с половиной миллионов рублей. Несложно посчитать, что себестоимость одного места с учётом его обслуживания превысит 550 000 рублей. Покупателя такими расценками заинтересовать сложно, остаются арендаторы. На то, чтобы отбить проект с их помощью по оценкам самих производителей уйдёт порядка 12 лет. Инвесторам такие условия обычно не интересны.

«Эти проекты подразумевают огромные вложения, такие, что цены за машино-места в них, даже с точки зрения обычного паркинга, становятся очень грустными. Ещё один важный момент: в паркинге есть такая интересная вещь, как отсутствие права собственности на машино-место. То есть если паркинг вдруг понадобится кому-то, то его быстро снесут, а люди получат половинку слева и половину справа нарисованной на земле разметки. Надо оговориться, что тут речь идёт об отдельно стоящих паркингах, не тех, что расположены на придомовых территориях», - отметил представитель федерации автовладельцев России по Санкт-Петербургу Дмитрий Можегов.

Директор по развитию группы компаний «Мегаполис XXI век» Юрий Киреу уверен, что, несмотря на нынешние сложности, механизированные паркинги найдут своё место в городской среде Петербурга. «Мегаполис XXI», занимающийся разработкой комплексных решений для парковок, в настоящее время ведёт сразу несколько переговоров о создании роторных конструкций. По словам Киреу, основной интерес к ним проявляют крупные застройщики и владельцы бизнес-центров.

«На Васильевском острове есть один бизнес-центр, из которого арендаторы разбежались, потому что при реконструкции улицы с одной его стороны поставили знаки, запрещающие парковку. А с другой стороны мест на всех не хватает. Но помимо арендаторов, есть же ещё клиенты, которые к ним приезжают. Поскольку мест для строительства паркингов рядом с такими проектами, как правило, нет, их создатели часто обращаются к нам. Другой пример. Для застройщика апарт-отеля в центре города мы разработали схожую с карусельной систему парковки, но действовать она будет под землёй. На «ротор» он не согласился, решив, что это будет выглядеть не презентабельно», - добавил эксперт.

Одно из главных преимуществ роторных парковок – быстрота строительства. В интернете есть ролики, показывающие как южнокорейские или саудовские рабочие монтируют аналогичную систему за 5 дней. В реальности, конечно, времени уходит гораздо больше, так как наиболее трудоёмкая часть обустройства фундамента остаётся за кадром. Но три месяца – достаточное время для проведения всех работ. По словам генерального директора компании «МАС-М» Артёма Щербака, к этому сроку нужно прибавить не менее года, необходимого для получения разрешительной документации.

«В Петербурге есть ТСЖ, которые готовы ставить эти оборудования. Но в Петербурге любое строение, предполагающее хранение автомобиля, если оно выше 4 метров, относится к объектам капитального строительства. А оно подразумевает разработку эскизного проекта, его защиту, разработку проектной документации, прохождение экспертизы, разработку проектной документации, выполнение проекта. Если, фактически, построить роторный паркинг можно быстро, то получение разрешительной документации может растянуться не на один год. Это и отталкивает ТСЖ», - объяснил предприниматель.

Директор по развитию ГК «Мегаполис XXI век» Юрий Киреу согласен с тем, что законодательная база в этом вопросе не совершенна. По его словам, в своде правил стоянки автомобилей есть понятие «модульная быстровозводимая стоянка автомобилей», то есть металлическая конструкция, собранная из типовых унифицированных элементов, с возможностью демонтажа без повреждения конструкции. На ней поэтажно размещаются парковочные места. Конструкция устанавливается на опорную железобетонную плиту или на быстровозводимый фундамент. К ним, по мнению сотрудника «Мегаполиса XXI век», и относятся парковки роторного типа. Но при этом в том же своде правил есть понятие роторного паркинга с совсем другими градостроительными нормами.

Но для первой петербургской карусельной парковки этого не понадобилось. Четыре «ротора» вошли в состав проекта жилого комплекса «Медалист» на проспекте Маршала Блюхера и были согласованы с городом застройщиком ЖК, компанией «Рубеж», аффилированной с группой компаний «Лидер Групп».

Missing материал.

Полтора месяца назад, 17 января 2018 года, застройщику удалось получить разрешение на ввод в эксплуатацию ЖК «Медалист», однако строительство паркингов в нём ещё продолжается. Получить комментарий «Лидер Групп» нам не удалось ни по телефону, ни письменно.

В отделе продаж застройщика нам подтвердили, что автоматизированный паркинг в комплексе строится и будет сдан уже после собственно жилого дома, а также сообщили, что парковочные места будут сдаваться за 15 000 рублей в месяц. Для сравнения, средняя цена аренды в крытых паркингах в соседних жилых комплексах составляет пять тысяч рублей.

По словам Юрия Киреу, работа первых в Петербурге роторных паркингов может дать стимул для развития технологии на региональном рынке. Разработчики уверены, что заказывать «роторы» не спешат не только из-за высокой стоимости, но также отсутствия опыта эксплуатации. Позитивный опыт, в свою очередь, сможет заинтересовать потенциальных заказчиков и простимулировать локализацию производства деталей «роторов». Увеличение объёма и переход на импортозамещение неизбежно снизят стоимость товаров и сделают их конкурентными на рынке. Но пока петербургская история роторных парковок начинается медленно и запредельного прайса.