Перейти к основному содержанию

Что означают последние санкции США

Санкционная политика Соединённых Штатов последнего времени на первый взгляд может показаться импульсивной, неожиданной и совершенно надуманной, связанной исключительно с внутриполитическими проблемами. Часто мы слышим, что президент Трамп делает это в угоду своим оппонентам в американском истеблишменте, чтобы показать, что он достаточно суров с врагами Америки. Но это не совсем верно. Если санкции против России и Ирана ещё можно этим объяснить, то политика повышения таможенных пошлин в отношении стали и алюминия, где бы они ни производились, наводят на несколько иные выводы.

Зачем Трампу санкции?

То, что США вступили в экономическую конфронтацию чуть ли не со всем миром, а экономические меры воздействия существенно ударили и по ЕС, и по Китаю, и даже по ближайшим соседям США - Мексике и Канаде, говорит о глубоком внутреннем конфликте интересов в самих США. Это конфликт финансового и промышленного капитала. Влияние последнего становится всё меньше и меньше. В Штатах стал истончаться тот базовый элемент общества, который делал Америку Америкой долгие годы. Последние десятилетия невидимая рука рынка и его открытость приятно сопровождала американские капиталы в страны с дешёвой рабочей силой. Это привело к тому, что в Америке и в мире практически невозможно увидеть продукцию «made in USA».

Missing материал.

Трамп ставит свой задачей вновь сделать США «мастерской мира». Последние два года ему это отчасти удаётся. Создано 5 миллионов новых рабочих мест, рост ВВП - 2,5% в год. Но конфликт интересов американских элит это не разрешило. Госдолг превышает $20 триллионов и не собирается снижаться. Почти половина трудоспособного населения в США живёт на различного рода пособия. Кончилось время низких процентных ставок ФРС. Ещё несколько лет назад они были близки к нулю. Теперь - 2%, и их рост обязательно продолжится. Соответственно, растут и банковские проценты. Расслабившиеся в длительный период «количественно смягчения» американцы будут вынуждены тщательнее считать свои доходы и расходы.

При чём же тут санкции и экономические ограничения в отношении других стран? Создаётся впечатление, что в мирных условиях экономика и политическая система США очень быстро становятся недееспособными. Так было в период между двумя мировыми войнами, когда США объявили политику «изоляционизма» и невмешательства в дела «старого света». Этот относительно мирный период быстро привёл к «чёрному вторнику», кризису 1929-1933-х годов и Великой депрессии, из которой США вышли только в годы Второй мировой войны. Так было и после вывода войск из Вьетнама, начала серии переговоров с СССР об ОСВ и «разрядки международной напряжённости». За этим последовал экономический кризис середины 70-х годов.

Missing материал.

Что вывело США из этого коллапса? Рейганомика. Но не только. США вернулись к демонстрации силы по всему миру. Захват Гренады, Панамы, вторжение в Ливан, воинственная антисоветская риторика и поддержка любых террористов, лишь бы они воевали с СССР. Другим важнейшим моментом, продлившим господство доллара, уже лишённого золотого содержания, был распад СССР и социалистического лагеря. Вновь образовавшимся независимым государствам щедро раздавались долларовые кредиты, но не под развитие экономики и производства, а под открытие рынков. Причём товары шли уже не из США, а из стран, куда американские компании (и не только американские) выводили свои капиталы.

Доллар превратился в величайший фетиш, обеспеченный не только экономическим превосходством Америки, но и её политическим доминированием в мире. Без этого он существовать не может. Поэтому Трамп по максимуму использует и возможность промышленного возрождения США, и демонстрацию политического превосходства. Спасение экономики Соединённых Штатов в санкциях, как бы Трамп ни хотел дружить с Россией, Китаем и со всем остальным миром.

Что делать?

Что же в этих условиях делать России, Турции, Ирану и другим странам? Как это ни странно, политика США сближает государства, совершенно непохожие друг на друга, и способствует формированию новых, если не союзов, то достаточно близких отношений. Ожидать создания каких-либо «осей» не стоит ещё долгие годы, если американцы, конечно, не наломают каких-нибудь очередных геополитических дров. Слишком велики противоречия исторические, цивилизационные и ментальные между странами, которые ситуативно вынуждены сближаться. Наиболее вероятные ближайшие партнёры России (намеренно избегаем термина «союзники») - Китай, Турция и Иран.

Путин и Эрдоган
© www.kremlin.ru

Китай

С Китаем у нас большой опыт не просто дружественных, а братских взаимоотношений в 40–50-е годы. Их наследие и сейчас остаётся важнейшим аргументом для партнёрства. И даже недипломатичное поведение Хрущёва в отношении китайского руководства и кольца папиросного дыма, выпущенные Мао в лицо Первого секретаря ЦК КПСС, не омрачат будущего сотрудничества.

Говорить о политическом союзе России и Китая не приходится в силу многих обстоятельств. Слишком тесное сближение в экономике, например, грозит России потерей конкурентоспособности. Поэтому дружить мы будем в чётко обозначенных сферах - энергетической и ряде других. В случае глобальной военной угрозы одной из сторон, возможен ситуативный союз, который будет носить временный характер. До полной и безоговорочной капитуляции тех, кто посягнёт.

Турция

Missing материал.

Как часто название этой страны связывается у нас исключительно с многочисленными русско-турецкими войнами. Но называть их так не совсем верно. Россия воевала с Османской империей, а вот с Турецкой республикой - нет. Напротив, Советская Россия сыграла решающую роль в становлении современной Турецкой республики. Когда Оманская империя потерпела поражение в Первой мировой войне, её территория, согласно Севрскому договору 1919 года, должна была быть расчленена между странами Антанты и подмандатными территориями Лиги Наций. Никакая Турция там и в проекте не существовала.

С этим была несогласна часть военной элиты во главе с Гази Мастафой Кемалем. Начав освободительную войну со странами Антанты и оказавшись в полной изоляции, он обращается за помощью к советскому руководству, которое тоже, кстати, воюет с Антантой и её ставленниками. Несмотря на страшный голод в стране, гражданскую войну и интервенцию, Советская Россия оказывает решающую для спасения молодого государства помощь. Цифры впечатляют - 39 тысяч винтовок, 237 пулемётов, миллионы патронов, десятки тысяч снарядов, сотни тысяч тонн зерна. Турецкий военный флот начался с двух переданных Советами миноносцев «Живой» и «Жуткий». В Анкару прибыли военные советники Фрунзе, Мдивани, Аралов. Они не только готовили новую турецкую армию, но и разрабатывали военные операции. Решающей стала битва за Анкару. Турция отстояла свою независимость и Лозанским договором 1923 года была признана мировым сообществом в тех границах, которые существуют и поныне.

В тесном экономическом сотрудничестве с Турцией сомнений нет. Раз их не принимают в ЕС, то хотя бы ассоциативное членство в ЕврАзЭс вполне возможно. А что касается членства в НАТО… Да кого там только нет!

Иран

С Ираном Россия воевала чуть меньше, чем с Турцией. Официально и неофициально. Неофициально, это когда Стенька Разин за зипунами ходил, потопил шахский флот, умыкнул то ли княжну, то ли принцессу и, не вынесши насмешек братвы, утопил оную в Волге.

Missing материал.

После последней русско-персидской войны 1826-1829 годов Иран втягивается в сферы влияния России и Англии. Согласно договору 1907 года России отошёл север Ирана, Англии - юг. Это было тяжёлое для нынешней Исламской Республики время. Её охватила революция. Шаха от неминуемой гибели спасли казаки из бригады Ляхова. Сам командир казачьей бригады был назначен комендантом Тегерана.

Шахи, не помнящие добра, менялись, а их политика становилась всё более антироссийской, а затем и антисоветской. Надежда на сближение мелькнула в период премьерства Мохаммеда Моссадыка, вздумавшего в 1951-1953 годах национализировать иранскую нефть, уведя её из-под крыла американских и английских компаний. Естественно, последовали санкции, тогда они назывались бойкотом иранской нефти. Моссадык обратился за помощью в СССР, но у нас тогда не было достаточного количества нефтеналивных судов, чтобы спасти иранскую экономику. Моссадыка свергли. Но и проамериканский режим шаха Реза Пехлеви пал жертвой исламской революции. И вот уже почти 40 лет Иран под властью аятолл и под санкциями.

Сегодня Иран также превращается в ситуативного партнёра России, интересы которого и, главное, рынки упускать не следует. К тому же с Ираном возможны договорённости о ценовой политике в торговле нефтью и газом без оглядки на ОПЕК. А запасы у Ирана огромные.

Не так страшны санкции, как их малюют

Такое впечатление, что антироссийские санкции подошли к той черте, за которой уже будет ощущаться сильнейший удар и по американским интересам. Вот опять идут разговоры об ограничении банковской деятельности, но с оговорками - если деятельность банков способствует обогащению чиновников, членов их семей и прочая, прочая. Кто и как будет определять, кого обогащает банк?

Запрет на обслуживание госдолга РФ - мощный удар. Нерезиденты держат в ОФЗ 2 триллиона рублей. Если они их «скинут» и обменяют на доллары, рубль рухнет до 75 за «зелёный». Но и убытки нерезидентов будут более, чем существенные. А среди них много американцев и европейцев. И потому опять оговорочка - запрещается обслуживать будущие займы госдолга, а нынешние трогать не будут. А там, глядишь, и для будущих займов оговорочка найдётся.

Полное ограничение деятельности банков или отключение от СВИФТ означает катастрофу не для России, а для Запада. Через эти системы наша страна обслуживает свой суверенный долг. А его размер около $500 миллиардов. Это кто же от таких денег откажется? Тотальные санкции против России по другим позициям могут нанести существенный ущерб экономике, но не смертельный. Есть надежда, что мы и тут выстоим.

Вадим Малык

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции