Перейти к основному содержанию

Электромобили, как профанация борьбы за экологию

На улицах Лондона появились легковые электромобили, сертифицированные для коммерческой перевозки пассажиров. Эти машины, способные проехать без подзарядки около 129 километров, полностью удовлетворяют требованию о нулевом уровне выбросов для новых такси, которое вводится властями британской столицы с 1 января 2018 года. Считается, что этот шаг поможет улучшить экологическую обстановку в третьем по величине мегаполисе Европы. Впрочем, как выяснил «Форпост», большинство учёных не разделяют устоявшееся мнение о том, что, благодаря электрокарам, мы сможем дышать более чистым воздухом.

Неполное и неравномерное сгорание топлива является одной из основных причин загрязнения окружающей среды. Из выхлопной трубы автомобиля в атмосферу попадают углекислый газ, оксиды азота, взвешенные частицы, свинец и другие опасные вещества. Это ведёт к ухудшению экологической обстановки, глобальному потеплению и многочисленным болезням.

Считается, что выходом из сложившейся ситуации может стать запрет на использование машин, работающих на традиционных двигателях внутреннего сгорания, и массовое внедрение электрокаров. Для этого во многих развитых странах разработаны правительственные программы поддержки их производства. Например, в Германии она была принята в 2011 году. Согласно этому документу число машин с электробатареями к 2020 году там должно быть доведено до миллиона, а к 2030-му – до шести.

По статистике в начале 2017-го года в мире насчитывалось более 2 миллионов электромобилей. Причём эта цифра удвоилась примерно за 6 месяцев. Повышение спроса на них стимулируется при помощи освобождения граждан от уплаты налогов на транспортное средство, созданием специальных парковочных мест и выделенных полос. На разработку батарей и создание инфраструктуры для их подзарядки выделяются огромные средства. Например, только первый этап строительства станции быстрой зарядки электромобилей на оживленной германской автотрассе А8 в промышленной зоне Швабии, между Ульмом и Аугсбургом, стоил 15 миллионов евро. Ещё 300 миллионов Министерство транспорта ФРГ планирует вложить в создание там торговой инфраструктуры.

Развитие рынка электромобилей провоцирует рост цен на литий и кобальт, которые используются в производстве аккумуляторов. Стоимость этих металлов за последние два года удвоилась и, по всей видимости, продолжит расти. Эксперты прогнозируют, что ежегодно, как минимум до 2021 года, продажи лития будут увеличиваться на 35%. А спрос на кобальт к 2025 году возрастёт в 4,5 раза.

«На самом деле электромобили потребляют примерно в полтора раза больше так называемых «грязных» энергоресурсов, чем машины с двигателем внутреннего сгорания, - говорит ректор Горного университета Владимир Литвиненко. – Да, они не выбрасывают в атмосферу углекислый газ, а заряжаются от розетки. Но откуда берётся в розетке электричество? Оно вырабатывается на электростанциях, которые работают на нефти, газе или угле. Потребление электричества вследствие массового внедрения электромобилей заметно увеличится. Это значит, что станции будут сжигать гораздо больше первичного сырья и гораздо сильнее загрязнять окружающую среду. Просто выбросы будут происходить не там, где находится автомобиль, а где-то в другом месте».

Владимир Литвиненко
© Форпост Северо-Запад / Андрей Кучеренко

В том, что электромобили не напрямую, а косвенно способствуют дальнейшему загрязнению планеты, уверены многие учёные. Для резкого роста производства электроэнергии, спровоцированного масштабным внедрением нового типа транспорта, в любом случае понадобится «грязное» сырьё, в том числе, уголь. Если предположить, что каждый водитель «здесь и сейчас» пересядет на электрокар, его придётся жечь гораздо больше, чем сегодня.

«Электромобили – это чистый коммерческий обман, - считает президент Курчатовского института Михаил Ковальчук. – Нам продают такие же вредные для экологии машины, только под другим соусом и значительно дороже. В том случае, если все пересядут на электромобили, нам придётся утроить генерирующие мощности. За счёт чего? Видимо, за счёт угля. И все мы будем жить, как в Красноярске».

Михаил Ковальчук
© Форпост Северо-Запад / Андрей Кучеренко

Об этом городе разговор зашёл не случайно. Совсем недавно оттуда вернулся председатель правления «ЦСР «Северо-Запад» Владимир Княгинин. Он рассказал, что 56 дней в году в Красноярске действует режим неблагоприятной экологической ситуации из-за того, что местные ТЭЦ работают на угле, небо становится чёрным. МЧС рекомендует жителям не выходить на улицу и закрывать окна в квартирах. Такая картина может стать привычной для многих других городов в том случае, если продажи электромобилей станут кратно больше. Но в том, что рано или поздно это всё равно произойдёт, уверен директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков:

«Мы можем сколько угодно считать электромобили надувательством, но большинство крупных мегаполисов мира пересядет на них самое позднее – через 20 лет. Это будущее практически неизбежно. Новый цикл, включающий в себя добычу лития для батарей и строительство инфраструктуры для их утилизации, уже создан. Хотим мы этого или не хотим, но они появятся. Нельзя отрицать будущее лишь на том основании, что оно нам не нравится. Новое наступает стремительно. Оно не отменяет старое, оно отбирает у него маржу».

Песков
© Форпост Северо-Запад

Пока электромобили занимают менее 0,2% от всего автопарка планеты (для сравнения - число автомобилей и грузовиков с двигателями внутреннего сгорания в мире достигло 1,4 млрд). Но, судя по темпам увеличения спроса, прогнозы, которые говорят о том, что к 2020 году по планете должно ездить уже около 20 миллионов электрокаров, то есть в 10 раз больше, чем сегодня, вполне реалистичны.

Тем временем, аналитическое агентство «АВТОСТАТ» подсчитало, что за 10 месяцев нынешнего года объем российского вторичного рынка электромобилей составил 815 единиц. Он увеличился в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда у нас в стране было продано 230 электрокаров с пробегом.