Перейти к основному содержанию

Ректор Уральского горного: «Консорциум «Недра» - весомая позиция для целого ряда отраслей»

Изначально горные инженеры Урала получали высшее образование в Санкт-Петербурге. Однако более ста лет назад Николай II утвердил закон об учреждении вуза в непосредственной близости от месторождений стратегически важных для страны ресурсов. В 1917 году, когда учебное заведение открыло свои двери, на первый курс зачислили всего 306 человек. В 2020 году его студентами стали более 3 тысяч абитуриентов.

Ректор Уральского горного университета Алексей Душин в интервью «Форпосту» рассказал о том, почему российским техническим вузам необходимо сохранять специалитет, на какие специальности сегодня самый высокий спрос среди работодателей и как пандемия влияет на образовательный процесс.

– Алексей Владимирович, Вы только вернулись из Грозного с заседания Консорциума минерально-сырьевых вузов «Недра». Расскажите, что он собой представляет? Могут ли подобного рода образования быть эффектными инструментами отраслевого влияния?

– Действительно Консорциум минерально-сырьевых вузов «Недра» собирался в Грозном по замечательному поводу – поздравить наших коллег из Грозненского нефтяного университета со 100-летним юбилеем. Консорциум «Недра» – это объединение ведущих российских университетов минерально-сырьевого профиля, связанных общей идеей обеспечения качественного высшего образования. Таких вузов в России два десятка – это ведущие научные школы, проводящие исследования и готовящие специалистов, бакалавров, магистров для горнодобывающей, нефтегазовой и угольной промышленности. Среди них Санкт-Петербургский и Уральский горные университеты, МИСиС, РГУ им. Губкина, Томский политехнический и Кузбасский технический университеты, Тюменский индустриальный и другие университеты. И, безусловно, наша общая позиция является весомой для ряда целевых отраслей.

Missing материал.

– В России из-за пандемии коронавируса окончание учебного года оказалось, безусловно, скомканным. Сегодняшняя эпидемиологическая ситуация и так называемая вторая волна вынуждают вузы вновь переходить к дистанционному обучению (в полном объеме или частично). Как сильно пандемия влияет на работу Вашего университета? Может ли онлайн-образование полностью заменить очную систему обучения?

– Пандемия внесла коррективы в работу университета, но, оглядываясь назад, могу сказать, что Уральский горный был одним из первых, кто сумел полностью перейти на дистант и успешно выйти из него, когда режим ограничений был снят. Сейчас наш университет реализует образовательные программы в режиме смешанного обучения. В университете проведена полная переработка собственной электронной информационно-образовательной среды, действует единая LMS-система, обновлена цифровая инфраструктура, обучены преподаватели, действует система цифрового волонтерства. В случае ухудшения ситуации по заболеваемости коронавирусом мы готовы вновь перейти к полностью удаленному формату, но рассматриваем такой вариант как крайне негативный. Все дело в наших образовательных программах: невозможно обучаться инженерному делу на дистанте! Подготовка квалифицированных специалистов в обязательном порядке включает в себя практические занятия в лабораториях и научных центрах, учебную и производственную практику. Это главное ограничение для развития дистанта и основная причина, по которой он до сих пор не заменил очную форму.

– Как сказались на качестве российского высшего технического образования присоединение к Болонскому процессу и переход на двухуровневую систему обучения – бакалавриат и магистратуру? Как относитесь к идее возвращения к прежней модели – специалитету?

– Чисто технически системы 4+2 (бакалавриат + магистратура) или 5,5 (специалитет) выглядят во многом схоже. В первом случае предполагается формально более гибкое и вариативное обучение, однако при таком подходе упускаются несколько очень важных моментов. А именно готовность и открытость систем приема обучающихся на практику производственными предприятиями, предоставление им необходимой для обучения информации в полном объеме, готовность и вовлеченность реального сектора в ежедневный/еженедельный образовательный процесс, а также обеспечение формального контроля за исполнением обязательств обучающихся перед производственными предприятиями. Реальный сектор заинтересован в сокращении сроков обучения, но при этом также ему критически важно качество, в том числе в разрезе глубины охвата предметной области образовательной программой. Иными словами: за 4 года нельзя изучить то, что изучается 5,5 лет. Есть еще один важный нюанс, определяющий национальную специфику российского горного образования: предметная область горного дела в России значительно шире, чем в Германии, Канаде, Австралии или США. Поэтому в настоящее время я поддерживаю решение о сохранении специалитета по горным и геологическим наукам. Сегодня наш университет находится в поиске новых форматов обучения горным наукам, в том числе с использованием идеологии прикладного бакалавриата.

Missing материал.

– В одном из своих интервью Вы говорили о том, что после десятилетий провала сегодня вновь растет интерес молодежи к науке. Как можно объяснить данную тенденцию? Как университет стимулирует своих студентов к участию в научном процессе и исследованиях? Сколько студентов поступает в аспирантуру и многие ли из них защищают диссертацию?

– Новые поколения ребят, поступающие в университет, действительно имеют большой интерес к науке и технологическому предпринимательству. Но спрос на знания отличен от существовавшего, например, во времена Советского Союза. Этому, безусловно, способствуют дела и успехи героев нашего времени – предпринимателей.

Университет поддерживает интерес молодых ученых, в том числе непосредственно через новые инструменты. Одним из них является созданная нами Программа подготовки кадров. В ней мы персонализированно подходим к организации работы молодых ученых, встроили в коллективный договор инструменты материальной поддержки аспирантов и докторантов. Если они на ежегодной защите подтверждают результаты своей научной работы, университет выплачивает существенную стипендию. Кроме того, мы развиваем проектную деятельность студентов, привлекаем научные институты к реализации наших образовательных программ.

На мой взгляд, высшего образования без науки, без создания нового знания не бывает. Нам удается ежегодно наращивать объем выполняемых университетом НИОКР, количество вовлеченных в науку кафедр стабильно растет, мы планомерно развиваем лабораторный комплекс университета. В целом образовательные программы Уральского горного университета практико-ориентированные и содержат в себе существенно больший объем модулей, направленных на изучение вещества, и практику работы с решением производственных задач не только инструментального, но и управленческого свойства.

К сожалению, выделяемое количество бюджетным мест в аспирантуре у нас кратно меньше числа желающих обучаться на них. Для решения этого вопроса университет в рамках Программы подготовки кадров оплачивает сотрудникам обучение в аспирантуре. Однако ее эффективность, измеряемая соотношением количества защит к числу обучающихся, по-прежнему нуждается в существенном улучшении.

Missing материал.

– Каков уровень финансирования Вашего университета со стороны государства? Можно ли сравнить объём выделяемых средств с западными аналогами? Удаётся ли коммерциализировать научные идеи? Привлекать дополнительные суммы от хоздоговорной деятельности? В каком объёме?

– В бюджете Уральского горного примерно 55-60% приходится на субсидии и другие государственные средства, в бюджете НИОКР более 80% составляют средства производственных предприятий. Проблема государственного недофинансирования университетов наиболее четко вырисовывается на примере сопоставления с университетами Китая, ЕС и США. УГГУ в этом плане не является исключением. Мы ежегодно направляем 10-20 технических проектов на специализированные гранты и внешнее финансирование. Приятно отметить, что большинство из них – проекты с участием студентов и аспирантов.

– С какими вузами, предприятиями и НИИ у Уральского горного университета налажено сотрудничество? В каких областях оно развивается?

– Среди партнеров нашего университета десятки ведущих предприятий горно-металлургического комплекса и нефтегазового сектора, крупнейшие проектные и академические институты, специализирующиеся на решениях в области горного дела, металлургии, геологии и геофизики и промышленной экологии. Вместе с тем наш университет выстраивает научно-производственные отношения и с новыми, «нетрадиционными» по тематике партнерами, в том числе, по химии, сельскому хозяйству и биологии.

– Расскажите о наиболее знаковых разработках УГГУ последних лет? На решение каких задач они направлены и востребованы ли в реальном секторе экономики?

– Среди большого спектра научно-производственных вопросов, которыми занимаются сотрудники Уральского горного университета в год экологии, я выделил бы проекты по рекультивации нарушенных горно-металлургическим комплексом земель; по мониторингу состояния окружающей среды и устойчивости дамб хвостохранилищ; по извлечению полезных компонентов из промышленных отходов; по обследованию, мониторингу и контролю за состоянием производственных сооружений, в том числе подземных, с целью предотвращения техногенных аварий и катастроф. Все перечисленные тематики сегодня ведутся нашим университетом на всей территории России и за рубежом.

Missing материал.

– Какие стоят проблемы перед инженерным образованием в России? На какие кадры наибольший спрос? Как часто ваши выпускники уезжают работать в Москву, Санкт-Петербург или за границу? Какие предпринимаются шаги, чтобы удержать молодежь (абитуриентов и выпускников вузов) учиться и работать на Урале?

– Результатом того, что исследования Уральского горного университета направлены на решение задач производственных предприятий, нам удалось сохранить связи и интерес со стороны работодателей к нашим образовательным программам. Ошибочно рассматривать наш вуз как исключительно региональный. Помимо Свердловской области, где горно-металлургический сектор обеспечивает 16% ВРП, университет столь же заметен и в Челябинской, Оренбургской, Магаданской областях, Пермском и Красноярском крае, Башкирии, ХМАО-Югре, на Ямале и многих других регионах. Эти регионы не только направляют нам обучающихся, но и являются крупнейшими работодателями выпускников. На сегодняшний день самые высокие конкурсы в УГГУ на такие направления, как информатика, машиностроение, маркшейдерия, нефтегазовая геология и обогащение полезных ископаемых. Например, спрос на выпускников программы «Горные машины и комплексы» в 2019 году в 7 раз превысил их фактическое количество.

Конкуренция между агломерациями за лучшее качество жизни усиливается с каждым годом, и положение Екатеринбурга как делового центра в России укрепляется. В борьбе за научные и преподавательские кадры Горный университет как работодатель предоставляет научную инфраструктуру, программу развития и поддержки молодых ученых.

Missing материал.