Перейти к основному содержанию

Валерий Фальков пояснил мотивацию перевода московских и петербургских вузов на новый формат обучения

Фальков и Садовничий
© Форпост Северо-Запад

Министр науки и высшего образования РФ назвал свой приказ «непопулярной, но необходимой в нынешней ситуации мерой». По его словам, это решение стало следствием выбора «не между хорошим и плохим, а между плохим и худшим».

Во вторник, 17 ноября состоялось онлайн-заседание Российского союза ректоров, на котором были подведены предварительные итоги исполнения приказа «О мерах по снижению риска распространения коронавирусной инфекции», подписанного Валерием Фальковым неделю назад. Министр рассказал, что решение о переводе в онлайн далось ему непросто. Тем более, что многие ректоры и профессора, анализируя ситуацию, отмечали, что эпидемиологическая ситуация в вузах стабильная. И просили предоставить возможность завершить семестр в привычном для всех формате.

«Нельзя оценивать конъюнктуру с позиции отдельно взятых высших учебных заведений. Да, с одной стороны у нас нет данных о том, что очагами распространения коронавируса были университеты или студенческие общежития. Но, с другой, никто точно не знает, где и как люди становятся инфицированными. Поэтому необходимо оценивать потенциальные риски с точки зрения общей ситуации в регионах. А она тревожная», - пояснил Валерий Фальков.

Отвечая на вопрос о том, следует ли иногородним студентам возвращаться домой или им лучше оставаться в общежитиях, министр заявил, что молодые люди должны решать это самостоятельно. В то же время университет обязан «разделить с ними ответственность» и «применять индивидуальный подход к каждому». В том случае, например, если ребята проживают в регионах, где уровень системы здравоохранения оставляет желать лучшего или в населённых пунктах, где существуют проблемы с подключением к интернету, руководство вуза могло бы рекомендовать им остаться. И оборудовать в общежитиях дополнительные специальные места для учёбы.

Валерий Фальков также прокомментировал действия ряда ректоров, нашедших «изящные решения», с помощью которых можно выполнить не букву, а логику приказа.

«Если вуз, допустим, располагает учебным полигоном, который находится за городом, и его руководство готово обеспечить соблюдение всех необходимых санитарно-эпидемиологических норм, то для тех дисциплин и курсов, которые нельзя реализовать в дистанте, обучение на подобных площадках было бы вполне приемлемым решением», - подчеркнул министр.

Отдельно он коснулся вопроса социальной поддержки студентов и поблагодарил те учебные заведения, которые оказывают её. В частности, освобождают учащихся, покидающих Петербург и Москву, от оплаты за проживание в общежитиях и выделяют им средства на проезд до дома.

«Кто-то, как Санкт-Петербургский горный университет выплачивает фиксированную сумму (10 тысяч рублей – ред.), кто-то компенсирует стоимость билета. Но в любом случае практически все вузы приняли решение об оказании студентам адресной материальной помощи», - сообщил Фальков.

Литвиненко
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Ректор Горного университета Владимир Литвиненко отметил, что все молодые люди, перешедшие на индивидуальный график обучения, подписали соответствующее приложение к договору об оказании образовательных услуг. Руководство вуза «знает координаты нахождения каждого из них, понимает степень своей ответственности и готово исполнить все обязательства, касающиеся мер поддержки сотрудников и студентов».

«Принято решение о дополнительных разовых выплатах в размере 5 тысяч рублей всем, кто остаётся в общежитиях. Надбавки преподавателям в связи с увеличением нагрузки составят от 20 до 50% оклада, а он у нас и так в три раза выше, чем базовый. Тем, кто вынужден находиться на своих рабочих местах, в том числе аспирантам, компенсируются затраты на питание в сумме 150 рублей ежедневно. Это же касается и отдельных категорий студентов, среди которых и иностранные учащиеся», - рассказал Литвиненко.

Министр высоко оценил усилия Горного университета в части организации образовательного процесса в период пандемии. Он предложил ректорам более активно информировать общественность о той работе, которая проводится вузами на местах. Ведь уровень подготовки кадров для отечественной экономики сегодня напрямую зависит именно от способности научно-педагогического сообщества адаптироваться к современным реалиям и помочь это сделать студентам.