Saint-Petersburgleichte Schneegestöber-1°C
$ЦБ:75,86ЦБ:90,46OPEC:46,66

Школьникам и учителям презентовали «пятилетку воспитания»

школьники 18112020
Фото © Форпост Северо-Запад /

В минувшую пятницу Правительство России опубликовало очередной пятилетний план мероприятий по развитию воспитательной компоненты в образовании. Среди дежурных мероприятий, продолжающих идеи предыдущего плана, содержится инновационный пункт о разработке и внедрении с 2021 года системы мотивации обучающихся.

Интересно, что в Стратегии развития воспитания, во исполнение которой утвержден перечень мероприятий, мотивация упоминается только в связи со здоровым образом жизни. Сейчас же речь идет о побуждении не только к физкультуре, но и к учебе, общественной активности и так далее. Видимо сегодняшние дети уже настолько выпали из социума, что правительство не могло не отреагировать. Как говорил выдающийся отечественный психолог Лев Выготский, «для подростка характерна не слабость воли, а слабость цели». Как же правительство собирается управлять целеполаганием школьников?

По данным Института возрастной физиологии 90% детей, поступивших в первый класс, имеют очень высокое желание учиться. Первое время они старательно осваивают новые знания, но уже спустя три месяца 60% из них теряют интерес к школьным предметам. У многих это сохраняется до выпускного.

школьники_18112020_2
Фото © pixabay.com

Среди всех нынешних школьников нашлось только 28% таких, которые заявили, что учеба им нравится. Годом ранее было 35%. Это уже данные опросов Общероссийского народного фронта. Про отношение к воспитательным мероприятиям проводившие опрос активисты ОНФ даже не спрашивали. Видимо опасались нарваться на грубость. Ученикам сегодня настолько часто внушают мысль о важности образования и хорошего воспитания для будущей жизни, что нарушается главное условие психологического закона Йеркса-Додсона. Оно гласит, что избыток мотивационных усилий всегда снижает их результативность.

Педагог-психолог московской школы №1151 Ирина Жукова на вебинаре в октябре нынешнего года привела пример своего типичного диалога со школьными учителями.

- Сколько раз вы уже напоминали детям о важности ЕГЭ и хорошего аттестата для будущей карьеры?

- Миллион раз.

- Как вам кажется, дети приняли ваши аргументы?

- Безусловно, они понимают как всё это важно.

- Тогда какой же смысл в многократном повторении увещеваний?

Психологи Йеркс и Додсон пришли к выводу, что решение наиболее сложных и нетривиальных задач нуждается в наименьшей внешней мотивации. У одних перебор приводит к суете и имитации бурной деятельности, у других к боязни неверных решений. Это правило как нельзя лучше подходит к воспитательной работе. Возможно, что идеологическое банкротство позднего СССР не в последнюю очередь было связано с пренебрежением простыми правилами психологии. Нынешние разговоры о воспитательной работе в школе часто наводят на мысль о «старых граблях».

учитель_18112020
Фото © ratemyjob.com

Среди мероприятий Плана по воспитанию есть, например, пункт о создании и распространении «позитивного контента для детей и молодежи», в том числе в интернете. Представьте себе, сколько правительству пришлось бы потратить денег, чтобы полезный контент был заметен на фоне всего прочего. Вряд ли бюджету по силам такое, но никто не отменял принцип: не можешь победить - возглавь. Тем более что базовый элемент компьютеризации образовательного пространства уже присутствует – практически каждая школа имеет собственный сайт. Дальше дело за тем, чтобы из статичной витрины он превратился в живой форум нестесненного общения.

Обратимся к рейтингу школьных сайтов, учрежденному «Российским новым университетом» и Издательством «Просвещение». Его миссия начинается словами: «…для стимулирования применения современных информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации». Дальше можно не продолжать – речь идет об инструменте ради инструмента.

Критерии оценки сайтов полностью соответствуют заявленной миссии. В разделе о коммуникационных сервисах, желательных для реализации на школьных порталах, говорится только про обратную связь по электронной почте и ссылках на страницы школы в соцсетях.

Так может быть, в Фейсбуке, ВКонтакте или Инстаграмме школа смогла организовать хоть какой-то живой диалог педагогов с учащимися? «Форпост» посетил несколько таких страниц. Результат одинаковый – они наполнены в основном перепостами пресс-релизов муниципальных управлений по образованию. И никаких комментариев под ними нет.

Тем не менее, в подобный сизифов труд вложено много сил и времени преподавателей и администрации школ. И это только часть разнообразной внеучебной активности. Возьмем для примера План воспитательной работы Гимназии №9 города Химки (это школа из числа победителей рейтинга сайтов). Документ на десяти листах, охватывает гражданско-патриотическое, правовое, нравственно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, экологическое воспитание, а также вопросы школьного самоуправления, профориентации и взаимодействия с родителями. Мероприятия запланированы на первый взгляд довольно интересные. Но только в случае, если будут проводиться не для галочки, что зависит уже от мотивации не столько учеников, сколько учителей.

школьник_18112020_3
Фото © wylsa.com

На этот счет имеется исследование Института стратегии развития образования. Согласно данным проведенных опросов, качественной воспитательной работе сегодня в основном мешает высокая преподавательская загруженность. Два года назад главным препятствием была «чрезмерная внешняя регламентация работы инструкциями и отчетами». Сегодня она сохранилась, но отступила на второй план из-за возросшей учебной нагрузки, которая нередко уже превышает 30 часов в неделю.

Плюс репетиторство, чтобы более-менее зарабатывать. Сегодня с репетиторами занимаются до 80% московских школьников и около 60% их сверстников в провинции. Обучают их по большей части те же школьные учителя. Представьте себе, какова на таком фоне могла быть реакция учительского сообщества на введенные с 1 сентября 2020 года поправки в Закон «Об образовании в РФ», ужесточившие требования к воспитательной работе.

На Западе и Востоке внеучебная деятельность тоже не игнорируется. Например, парламент Великобритании в 2002 году принял решение об обязательном воспитании гражданственности в средних школах. Совет Европы в 1996 году дал старт учебным программам «Воспитание демократической гражданственности». В актуальной редакции «Основного закона об образовании» в Японии (2006 г.) появился параграф о воспитании у школьников любви к своей стране и малой родине. Патриотизм у них основан на стержневых понятиях «Долг признательности» и «Долг чести».

Можно было бы утверждать, что российская воспитательная концепция развивается в русле общемировых тенденций, если бы не настораживающий факт. Александр Джуринский в книге «Сравнительное образование. Вызовы ХХI века» привел данные мониторинга, согласно которым наши школьники находятся на предпоследнем месте в Европе по степени участия в политических дебатах в классе. А это как раз та форма воспитательной работы, которая максимально избавлена от формализма и имитаторства.