Перейти к основному содержанию

Смольный придумал, как победить коронавирус

QR-код
© gov.spb.ru

В Петербурге ежедневно выявляется более тысячи новых случаев заражения COVID-19. А вот количество QR-кодов, выданных предприятиям и предпринимателям за тот же временной лаг – в четыре раза больше. На сегодняшний день электронное подтверждение права на «жизнь» в условиях пандемии получили уже более 80 тысяч предприятий города и их обособленных подразделений.

Напомним, что городская администрация обязала все 425 тысяч зарегистрированных в Петербурге юридических лиц и индивидуальных предпринимателей получить отдельные коды для каждой своей бизнес-единицы в обмен на представленные доказательства выполнения противоэпидемических требований. Нетрудно представить себе объем документооборота, пусть даже электронного, возникающего в связи с объявленной кампанией повального кодирования. Поможет ли эта бурная деятельность обуздать растущую заболеваемость?

Новый этап борьбы с ковидом запущен во исполнение постановления Главного санитарного врача РФ Анны Поповой от 16 октября о дополнительных мерах по снижению риска распространения новой инфекции в период сезонного пика острых респираторных вирусных заболеваний и гриппа. Первый пункт документа предписывает россиянам носить маски в общественных местах, а второй – вводит ответственность глав субъектов федерации за его исполнение.

человек в маске
© pixabay.com

Петербург и Москва уже традиционно идут разными путями. Столичные власти взялись выполнять указание Поповой буквально – через наложение штрафов на частных лиц, замеченных в общественных местах без масок. На начало ноября собрано уже ₽50 млн штрафов (с 12,5 тысяч человек, по 4 тысячи с каждого нарушителя).

Жителей Петербурга чиновники, вероятно, не воспринимают как самостоятельных субъектов, с которыми можно взаимодействовать напрямую. Отсюда и решение возложить контроль соблюдения масочного режима в общественных местах на тех, кто этими местами заведует. А заодно и на всех остальных бизнесменов. Пусть они даже работают дома и контактируют только с собственным компьютером.

Масштаб задачи определил серьезность подхода к ее решению. Разработаны типовые стандарты безопасной деятельности по отраслям. Создан Ситуационный центр, собирающий фотоотчеты с заявителей на получение QR-кодов, которыми они должны доказать выполнение противоэпидемических требований. Для обобщения информации придуман специальный показатель – Индекс соблюдения стандартов безопасности.

уголок потребителя
© gov.spb.ru

От всех без исключения городских офисов, торговых точек и производственных помещений требуется измерять температуру тела у сотрудников, обеспечивать их масками, антисептиками. Кроме того нанести на пол разметку, обозначающую социальную дистанцию, поставить защитные экраны, расстелить у входа коврики для дезинфекции подошв. Настоятельно рекомендовано также закупить бактерицидные облучатели воздуха и оплачивать сотрудникам проезд в такси до места работы и обратно.

По приблизительным подсчетам все эти меры потребуют как минимум 23 тысячи рублей единовременно на каждое бизнес-подразделение и около 1 тысячи ежедневных расходов на одного сотрудника. Если учесть, что час работы продавца-кассира, например, в Петербурге оплачивается примерно в сумме около 150 рублей (₽1,5 тыс. за 10 часов), то работодателю придется накинуть на эту сумму еще две трети.

Компания кодирования не только обременительна с финансовой точки зрения, но иногда просто нелепа. Вспомним, что индивидуальные предприниматели регистрируются по домашнему адресу. А теперь представим себе висящую перед входной дверью распечатку с QR-кодом. Сканировав его со смартфона, любой желающий сможет увидеть коллекцию фотографий с предметами противоэпидемической защиты на фоне находящихся за дверью интерьеров. А внутри придется наклеивать на пол разметку, чтобы предприниматель не приближался к своим домочадцам ближе, чем на полтора метра.

скрин стандарты безопасной деятельности
© cipit.gov.spb.ru

Упомянутый выше абсурд напрямую следует из опубликованной на сайте Ситуационного центра примерной формы антиковидных страндартов безопасности для офисов. Но это еще не все. Документ предписывает, например, обрабатывать дезинфицирующими средствами входящую документацию и исключить использование кондиционеров и вентиляции.

Работа кипит – Ситуационный центр ежедневно выпускает соответствующие дайджесты. Проверки проведены уже почти в 28-ми тысячах объектов потребительского сектора. Но отвечает ли вся эта активность главной задаче, поставленной Роспотребнадзором – обеспечить масочный режим для всех? Можно заставить бизнес взять на себя обязательства по санитарной защите сотрудников. Но у него нет ни полномочий, ни механизмов, обеспечивающих эффективный контроль выполнения клиентами правительственных предписаний. Не случайно в чек-листах для розничной торговли, подготовленных Ситуационным центром, отсутствуют прямые требования о таком контроле. Тем более о том, как именно его нужно осуществлять.

По сути дела вся работа сводится к обмену фотографиями между бизнесом и проверяющими. Первые загружают на специальный сайт свой фотоотчет. Вторые ходят с фотокамерами по городу и фиксируют нарушения. За этим следует отзыв QR-кода. А чтобы восстановить его, нужен новый фотоотчет. И так далее.

Тем временем количество ежедневно выявляемых случаев ковида в городе впервые с начала эпидемии перевалило за тысячу, а общее число заражений приближается к 70-ти тысячам. Как будто вирус соревнуется по скорости с распространителями QR-кодов.