Перейти к основному содержанию

Дорогие бриллианты для нищих

стальное ожерелье
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Вряд ли все ответят на вопрос о причине дуэли с Д'Артаньяна с Атосом и Арамисом, но вот про Портоса помнит каждый. Гасконец запутался в его плаще и «роскошная перевязь, шитая золотом и сверкавшая, словно солнечные блики на воде в ясный полдень» оказалась из буйволовой кожи. Термин «показуха», конечно, берет свое начало не из романа Дюма, но портупея упитанного мушкетера часто становится её синонимом.

Missing материал.

Для начала цифры. Один карат бриллианта это 6.4 миллиметра в диаметре. Соответственно 3 миллиметра – полкарата или 0,1 грамма. Предположим, если ожерелье состоит из 1300 таких камешков, то это 130 грамм или 650 карат. При минимальной стоимости в 10 евро за карат, это шесть с половиной тысяч евро.

В конце XVI века бриллианты стоили ещё дороже и ушлые британские мастера из мастерских Вудстока, города рядом с Оксфордом, нашли им замену – технологию алмазной огранки стали. То есть маленькие стальные кусочки обрабатывали так, чтобы у них было 12- 16 граней в виде ромба или усечённый конус и затем полировали сукном. Следовали этой технике, конечно же, не для имитации драгоценных камней, а для изготовления пряжек и пуговиц. Со временем такие «суррогаты» стали, чуть ли не основным промыслом для мануфактур Бирмингема.

стальные бриллианты
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Их русские коллеги из Тулы стали использовали «англицкий» способ декора в гораздо более масштабных вещах: парадном оружии и гарнитурах для подарков высокопоставленным особам иностранных государств.

Одно из таких, кстати, очень легких изделий, не смотря, на те самые 1300 стальных вставок, хранится в Горном музее Петербурга. Секрет в том, что оправа изготовлена из латуни, а сами они внутри полые. Для какой именно привередливой модницы было изготовлено это ювелирное украшение и почему не попало на её шею, сегодня уже не узнать. Но вот стоит оно дороже, чем, если бы было украшено настоящей бриллиантовой крошкой. Просто за счёт уникальности – кому интересна перевязь Портоса спереди – такая была у каждого второго из двух королевских рот. А вот посмотреть на неё с обратной стороны, будь в Париже Музей мушкетерской славы, захотели бы, наверное, многие. Бижутерия иногда бывает дороже драгоценностей.