Перейти к основному содержанию

Ректор Казанского федерального: Общество ждёт от вузов раскрытия личностного потенциала студента

Один из старейших вузов России, Казанский университет, пережил второе рождение, став в 2010 году одним из десяти федеральных университетов. Новое десятилетие обещает стать не менее судьбоносным. КФУ вошёл в число участников программы развития университетов «Приоритет-2030», выиграв не только базовый, но и специальный грант по направлению территориального или отраслевого лидерства. Крупнейший вуз Приволжского федерального округа (около 50 тысяч студентов) входит в новое десятилетие, будучи открытым к институциональным преобразованиям в своей образовательной, научной и инновационной деятельности.

Ректор университета Ильшат Гафуров в своём интервью «Форпосту» рассказал о новых научных разработках, самых востребованных специальностях и направлениях обучения, проблемах движения от исследований к инновациям, и о том, как КФУ выстраивает индивидуальные образовательные траектории, начиная с детсадовского возраста.

- Во всех странах высшая школа идет к привлечению инвесторов-попечителей. На одних бюджетных ассигнованиях в современном мире ни один университет не может благополучно существовать и соответствовать мировым тенденциям в образовании и науке. В рамках программы развития КФУ на 2010 — 2019 годы в вузе было открыто порядка 450 учебных и научных лабораторий, оснащённых новейшей приборной базой. Что позволяет Вам так активно развиваться?

- Совершенно верно, и в нашем университете уже более десяти лет решению задач развития способствует Попечительский совет из числа руководителей ключевых предприятий и организаций. Он регулярно даёт конструктивные рекомендации по перспективным направлениям деятельности вуза, а также активно финансово участвует в реализации проектов КФУ.

Всё это позволило более чем в 3,2 раза нарастить объемы научно исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) - до 1,9 миллиарда рублей, и в 35 раз поднять публикационную активность. Открыто свыше 450 учебных и научных лабораторий, оснащённых новейшей приборной базой.

Помимо тесных связей с промышленным сектором, динамичному развитию университета способствуют несколько факторов. Это фокусировка на актуальных, глобально ориентированных приоритетных направлениях, сформированная концепция открытых инноваций, которая позволяет привлекать перспективных единомышленников, а также вовлечение огромного количества сотрудников и студентов в инициативы и мероприятия программ развития университета.

- Расскажите о наиболее знаковых разработках КФУ последних лет? На решение каких задач они направлены, и востребованы ли в реальном секторе экономики?

- Знаковые разработки в университете имеются в области химии, новых материалов, медицины и биологии. Я назову несколько интересных разработок в сфере нефтегазовых технологий, которые сделаны буквально в этом году.

Молодыми учеными созданного при университете Научного Центра Мирового Уровня (НЦМУ) разработана уникальная технология утилизации и хранения попутного нефтяного газа в гидратной форме с использованием природных соединений. Отличительное свойство технологии заключается в создании нового промотора на основе природного сырья (касторового масла). Он обладает способностью интенсифицировать образование газовых гидратов. Данный компонент показал высокую эффективность увеличения конверсии попутного нефтяного газа в гидратную форму, а также заметно сократил время данного процесса.

Технология находит широкое применение в нефтедобывающих компаниях, и является, в некотором смысле, конкурентом сжиженному природному газу. Для ее реализации не нужно дорогостоящее сложное оборудование, она может быть реализована на дальних площадях добычи нефти, где нет газопровода, а попутный газ можно будет транспортировать в контейнерах до места сбора газа в газопровод.

Другой пример – разработка основ технологии для выявления зон аномального строения земной коры с повышенным тепловым потоком и высоким уровнем термальной зрелости нефтегазоматеринских пород по данным спутниковой гравиметрии на слабоизученных территориях.

Технология включает методику и программу для решения обратной задачи по спутниковым гравиметрическим данным, создания модели земной коры, установления мощности осадочного чехла и гранитного слоя, оценки плотности пород верхней мантии, оценки теплового потока в земной коре и аномалий температуры в верхней мантии, оценки уровня термальной зрелости нефтегазоматеринских пород. Технология будет использована для предварительной оценки нефтегазоносности крупных недоступных территорий, в особенности шельфа северных морей.

Missing материал.

- Вы встречались с председателем правления нефтесервисной компании ERIELL Group, являющейся учредителем Джизакской нефтегазовой компании Jizzakh Petroleum, для которой Казанский университет реализует ряд контрактов. Какие научные исследования Вы ведете в данной области, и насколько успешно они внедряются в производство этой и других ведущих нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний?

- С компанией Jizzakh Petroleum в настоящее время мы проводим работы на одной из перспективных площадок – выполняем петрофизические исследования, изучение органического вещества и проб нефти из кернов. Также мы начали оценку различных методов вытеснения вязкой нефти в лабораторных условиях, в первую очередь, используя тепловое воздействие. В случае обнаружения хорошего объекта мы планируем создать оптимальную технологию разработки месторождения. Если испытания в лаборатории будут успешными, планируем провести промысловые испытания на пилотных скважинах и подготовить проект разработки месторождения.

Аналогичные работы по технологиям тепловой нефтедобычи мы проводим с другими компаниями – Татнефть, РИТЭК, Роснефть и малыми нефтяными компаниями. Эти работы проводятся в рамках программы НЦМУ «Рациональное освоение запасов жидких углеводородов планеты», который был создан в рамках Национального проекта «Наука» по Направлению «Экологически чистая ресурсосберегающая энергетика, эффективное региональное использование недр и биоресурсов». НЦМУ создан в кооперации 4 ведущих нефтегазовых университетов страны: Уфимский государственный нефтяной технический университет, Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, Сколковский институт науки и технологий, при координации Казанского (Приволжского) федерального университета.

- Казанский федеральный университет состоит в Глобальной сети университетов по инновациям (Global University Network for Innovation – GUNI), Американской ассоциация аккредитации высшего образования, Ассоциации евразийских университетов EURAS и других международных сообществах. Не так давно вступили в Консорциум инженерных вузов «Недра». Что Вы ждете от участия в коллаборации, объединяющей высшие учебные заведения, которые готовят специалистов для минерально-сырьевого комплекса?

- Сегодня в любой области очень важно развивать сетевое взаимодействие. Например, в виртуальной кооперации можно решить любую сложнейшую задачу, собрав в сети лучших специалистов со всего мира. Точно так же внутри России университеты взаимодействуют для решения общих вопросов и для выработки совместной позиции по какой-то конкретной задаче, используя ресурсы каждого члена консорциума.

Вхождение в консорциум «Недра», включающий инженерные вузы, выпускающие специалистов в области разведки и добычи природных полезных ископаемых, направлено также и на реализацию совместных образовательных инициатив, обмен опытом. Думаю, что мы обязательно используем возможности данного консорциума, и, в свою очередь, будем полезны нашим коллегам. На сегодняшний день мы активно обмениваемся информацией и новостями в области научных исследований.

Missing материал.

- На место вуза в международных и российских рейтингах оказывает влияние целый ряд факторов, в том числе количество научных статей. Сегодня Россия по количеству статей в научных изданиях, индексируемых базой данных Scopus, находится на 12-м месте, а по уровню глобального инновационного индекса (GII), рассчитываемого Всемирной организацией интеллектуальной собственности, на 47-м месте. Причем позиция страны во втором рейтинге уже четвёртый год снижается. Что мешает выстроить эффективную систему доведения исследовательского потенциала до стадии инноваций в экономике и социальной сфере? Какие шаги следует предпринять для этого?

- Серьезное воздействие оказывает сложившаяся структура экономики и промышленности, ориентированная в большей мере на предыдущий индустриальный хозяйственный уклад и на внутренние потребности. В силу этих факторов практически не генерируется актуальный спрос на прорывные инновации и научные исследования в областях четвертой промышленной революции.

Не лишена проблем и существующая в стране система управления наукой и образованием. Дело в том, что инновационная инфраструктура по-прежнему оторвана от университетов. Институты «упаковки» и продвижения инноваций вместо того, чтобы стать органичной составной частью кластера генерации и сопровождения НИОКР превратились в монопольного недобросовестного и, главное, дорогого посредника.

В совокупности с крайне жесткими существующими подходами к регулированию деятельности малых инновационных предприятий (невозможность льготного размещения в университетах, использования вузовского оборудования), это приводит к падению мотивации к инновационной деятельности в вузах – основных поставщиках идей и инициативных кадров для этого процесса. Третья проблема – финансирование. Несмотря на то, что в стране создана масса самых различных институтов развития, доступ к финансовым ресурсам и их цена, отсутствие «права на ошибку» также снижают интерес к внедрению инноваций.

Наконец, не последнюю роль в затруднении процесса внедрения результатов научных разработок играет культурный фактор, который вносит определенные разногласия между университетом, факультетом, ученым и предприятием в процессах оценки вклада каждой из сторон и стоимости такого вида интеллектуальной собственности.

- Перейдём от вопросов науки к подготовке кадров. Сегодня в общероссийской базе вакансий «Работа в России» представлено 131 тысяча свободных рабочих мест для соискателей с высшим образованием без трудового опыта по специальности на полный трудовой день. При этом выпускников только очной формы обучения в стране насчитывается 267 тысяч человек (по 2020 году). Трудоустроиться сможет лишь каждый второй… В чём Вы видите причину сложившейся ситуации на рыке труда? Какие меры поддержки может оказать вуз своим выпускникам?

- Полагаю, что причинами сложившейся ситуации являются дефицит рабочих мест на рынке труда, в целом отношение молодого поколения к труду и завышенные требования выпускников. Кроме того, ряд категорий выпускников и определенных социальных групп не могут выдержать конкуренции на рынке труда. Это обусловлено, с одной стороны, несогласованностью мотивов поступления в образовательное учреждение и стратегии выбора траектории жизненного пути, а с другой – тем, что многие образовательные учреждения в значительной степени ориентируются на потребность личности в профессиональном образовании, а не на реальные потребности региональных рынков труда.

В настоящее время значительная часть молодежи стремится к смене полученной профессии, места работы, к совместительству, к организации предпринимательства, что объясняется поисками более высокого заработка.

Мир очень быстро меняется, и с этим условием необходимо научиться жить. Меняются бизнес-модели, социальные ландшафты, коммуникативные практики. И все это на фоне пандемии и глобальной цифровизации. Безусловно, образовательная система нуждается в кардинальных преобразованиях. Необходимо разрабатывать и выдвигать на передний план новые методики и технологии подготовки учащихся, способствующие формированию функциональной грамотности, навыков для самоактуализации и эффективного позиционирования себя в изменяющемся мире. В этой связи в современном российском образовании роль обучающегося как субъекта деятельности начинает усиливаться, и одним из главных трендов на сегодняшний день является персонализация обучения. Уже никто не ставит под сомнение необходимость выстраивания учащимися собственной траектории развития.

Missing материал.

- Казанский федеральный университет, как вы знаете, входит в число мировых лидеров в исследованиях в сфере образования. Одним из приоритетных направлений нашей работы являются исследования и трансляционная практика в области формирования индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих комплексные особенности обучающихся. Мы занимаемся этим, начиная с дошкольного возраста на базе университетского детского сада, рассчитанного на детей с расстройствами аутистического спектра.

Далее – на базе собственных лицеев и общеобразовательной школы, - и заканчивая высшим образованием и ДПО [дополнительным профессиональным образованием], где университет стремится создать систему, в рамках которой обучающимся будут делегированы функции управления познавательной деятельностью, предоставят возможность в проектировании собственных образовательных траекторий и свободу выбора учебных действий.

Общественные ожидания требуют наиболее полного раскрытия сильных сторон личности каждого учащегося, испытания его сил в деятельности, связанной с предполагаемой профессией. При выборе университета и специальности большинство абитуриентов и их родителей оценивают, прежде всего, перспективы их профессионального, творческого и карьерного роста. И здесь качество образования в КФУ хорошо зарекомендовало себя на отечественном рынке труда.

Наши выпускники с успехом выдерживают конкуренцию среди соискателей вакансии. Ежегодно трудоустраиваются не менее 70% выпускников Казанского университета, в оставшиеся 30% входят те, кто продолжают обучение в магистратуре, аспирантуре, ординатуре, а также обучающиеся, проходящие военную службу.

Мы проводим регулярные мероприятия, направленные на популяризацию образования и трудоустройство выпускников. В частности, университет осуществляет мониторинг рынка труда, заключает соглашения о сотрудничестве с потенциальными работодателями, организует экскурсии на предприятия и стажировки в ведущих организациях, размещает наиболее интересные вакансии на официальном сайте и в социальных сетях, организует собеседования и встречи студентов и выпускников с работодателями. Ежегодно проводятся масштабные ярмарки вакансий и многие другие мероприятия.

Кроме того, одним из самых эффективных способов приблизить обучающегося к трудоустройству по специальности является организация учебной и производственной практик на базе потенциальных работодателей, в результате которой хорошо зарекомендовавшие себя студенты нередко трудоустраиваются и успешно совмещают работу с учебой. Также КФУ приглашает представителей работодателей на государственную итоговую аттестацию, где работодатель может лично убедиться в качестве подготовки выпускника и пригласить его на работу.

- Какие специальности на сегодняшний день на пике спроса в Вашем вузе, и как Вы объясняете выбор абитуриентов? Как часто ваши выпускники уезжают работать в Москву, Санкт-Петербург или за границу? Какие предпринимаются шаги, чтобы удержать молодежь (абитуриентов и выпускников вузов) учиться и работать в регионе?

- В современных реалиях наибольшим спросом со стороны работодателей пользуются специалисты сферы IT-индустрии и современных технологий, HR-менеджмента, логистики, медицины. Если оценивать популярность числом заявлений, которые подаются на конкурсный отбор, то традиционно наиболее популярными направлениями являются лингвистика, международные отношения, юриспруденция, экономика, журналистика, нефтегазовые направления и упомянутые цифровые технологии, растет уровень востребованности психолого-педагогических специальностей.

Страна нуждается в квалифицированных специалистах в рамках этих направлений, поэтому серьезное университетское образование должно быть доступно большему количеству талантливых выпускников.

Отмечу также, что феноменом последних 2-х лет является резкий рост популярности биомедицинского профиля. Я в целом считаю, что XXI век можно с уверенностью назвать веком биологии, которая, в современном формате, является многодисциплинарной и хорошо ориентированной на образование наукой. Она способна коренным образом изменить наше восприятие мира, затрагивая все области деятельности человека.

Наши выпускники успешно трудоустраиваются и работают по всей России и за ее пределами. В основном за пределы страны уезжают работать иностранные граждане, и менее 1% выпускников - из числа граждан Российской Федерации. В Москву и Санкт-Петербург для постоянного проживания и работы выезжают около 1-2% наших выпускников. Большинство остаются и трудоустраиваются в Республике Татарстан. Это связано с тем, что в Татарстане созданы неплохие условия для трудоустройства, развития и карьерного роста.

Казанский университет заинтересован в том, чтобы наиболее талантливые выпускники оставались и трудились на благо нашей республики. Мы проводим комплекс мероприятий, направленных на поддержку наших работодателей, например, посредством организации практики в организациях и предприятиях Татарстана. Также осуществляется прием на целевые места от организаций региона, предоставляются стипендии, комфортабельные общежития, поддерживается инициатива обучающихся по совмещению работы с учебой и многое другое.

Missing материал.

- В 2019 году Казанский федеральный университет по числу иностранных студентов стал вторым в России. Кроме того, реализуется программа двойного получения дипломов совместно с вузами-партнерами из Германии, Франции, Финляндии и Чехии. Однако нельзя отрицать, что пандемия серьезно отразилась на международном сотрудничестве вузовского сообщества. Как Вы оцениваете перспективы восстановления и дальнейшего развития академической мобильности в постковидное время?

- Вот уже полтора года мы работаем в новых реалиях, существенно модифицировав наши повседневные практики в области международного сотрудничества. Физическая международная мобильность студентов и преподавателей действительно существенно снизилась и перешла частично в виртуальный формат. Занятия в вузах-партнерах проводятся дистанционно, конференции, семинары – также.

В целом это расширяет возможности участия: снижаются затраты на поездки, отступают проблемы с необходимостью получения виз и соблюдения прочих формальностей. Я думаю, что эта практика сохранится и в постковидное время. Но в то же время важно, чтобы наши ребята получали живой опыт мультикультурного общения, погружения в новую академическую среду, расширяли компетенции, профессиональные контакты.

Мы делаем все, для того, чтобы совместными усилиями снизить негативное влияние пандемии: в университете организована вакцинация желающих на базе нашей собственной клиники, можно сделать ПЦР тесты для выезда за рубеж. Для нас здоровье наших студентов и сотрудников – на первом месте.

При этом отмечу, что в целом интерес к образованию в России и в Казанском федеральном университете в частности у иностранных абитуриентов сохраняется на высоком уровне. Много ребят приезжает к нам изучать русский язык как иностранный. Сегодня КФУ сохраняет один из самых крупных контингентов иностранных студентов в России и наша задача – сделать их пребывание в Казани и наших филиалах как можно более комфортным, чтобы у студентов была возможность концентрироваться, прежде всего, на учебе, искать себя в науке или совершенствоваться в профессиональной практике.

В течение прошедшего учебного года до 25% наших иностранных студентов не имели возможность въехать на территорию России и учились с использованием дистанционных технологий. Часть студентов сталкивалась со сложностями технического свойства. Мы со своей стороны постарались сделать максимум, чтобы эти проблемы не мешали им осваивать учебную программу.

Missing материал.

- В структуре КФУ работают филиалы в городах Набережные Челны и Елабуга. Сегодня идет речь о создании очередного филиала в Республике Узбекистан. Как достигается обеспечение высокого качества преподавания при «тиражировании» вуза в удаленных локациях? Как формируется профессорско-преподавательских состав филиалов? Кто выступает основным инвестором новых образовательных площадок?

- Начну с того, что мы очень внимательно в университете относимся к качеству образования. И если посмотреть на десятилетний период времени с момента создания федерального университета, то можно увидеть, что мы, наоборот, закрыли филиалы всех вузов, которые входили в наш состав. Мы понимали, что задача создания единых стандартов может быть решена только сильными коллективами.

Вы называете два наших филиала в Набережных Челнах и Елабуге, но фактически – это самостоятельные институты. Институт в Набережных Челнах создавался в начале 80-х годов как базовый институт Камского автомобильного завода. Он комплектовался высококвалифицированными кадрами из Казани и со всего Советского Союза для обеспечения инженерными кадрами новых производств, строительного комплекса стремительно развивающегося города и возникающего вокруг него промышленного кластера.

Второй филиал - это бывший Елабужский педагогический институт – образовательная организация, которая имеет более чем вековую историю и традиции подготовки педагогических кадров для восточных районов Республики Татарстан и регионов Предуралья. Сегодня наш Елабужский институт активно взаимодействует с особой экономической зоной «Алабуга» в вопросах подготовки кадров высшей квалификации.

Филиалами они являются лишь формально. Фактически - это полновесные институты Казанского университета с высококвалифицированными командами, со своими задачами и узнаваемым «лицом».

Если говорить о филиале в Узбекистане, то это совершенно новый проект, который сегодня прорабатывается в рамках договоренностей, достигнутых президентами двух стран России и Узбекистана по сотрудничеству в сфере высшего образования в 2018 году. Проработка вопроса открытия филиала – это обоюдная инициатива, с одной стороны, связанная с активным ростом экономики Узбекистана, спросом на высококвалифицированные кадры в этой стране.

С другой стороны, здесь в Казани мы фиксируем рост числа абитуриентов и студентов из Узбекистана. Сегодня в КФУ обучается более 2500 студентов из этой страны. Кроме того, мы сегодня уже реализуем порядка 20 совместных образовательных программ с узбекскими вузами, на которых обучается более 800 студентов. Именно для повышения качества совместных образовательных проектов и было решено открыть филиал. Мы наблюдаем серьезные намерения руководства Узбекистана вкладываться в развитие человеческого потенциала своей страны, и Казанский университет, безусловно, готов стать частью этого движения.