Перейти к основному содержанию

Как коронавирус помогает мошенникам похищать деньги с банковских карт

мошенники 08012021
© pixabay.com

Количество уголовных дел по фактам мошенничества с банковскими картами за период наиболее строгой фазы коронавирусных ограничений увеличилось более чем вдвое. Высокий уровень криминальной активности сохраняется и сегодня. В течение месяца в стране совершается около 60 тысяч денежных переводов в пользу мошенников.

Злоумышленники воспользовались массовым переходом банков на дистанционное общение с клиентами и активно начали промышлять чёрным пранкерством. Всплеск преступности в сфере электронных платежей происходит на фоне бурного развития этого рынка. По данным СберИндекса, в третьем квартале побит новый рекорд – доля безналичного торгового оборота в расходах потребителей приблизилась к 54%.

Рост рынка напрямую коррелирует со степенью интенсивности распространения коронавируса в том или ином регионе. Например, в Карелии наибольшее по России количество выявленных случаев ковида на душу населения – 19 на тысячу человек. Она же занимает первое место по доле безналичных покупок (62,7%).

В пользу электронных расчетов сыграл как переход на удаленные каналы коммуникаций, так и возросшее недоверие к наличным деньгам из-за их способности переносить вирусы. По информации Virology Journal инфекция может до 28 дней при температуре 20 градусов по Цельсию сохранять свою патогенную активность на поверхности купюр.

купюра 08012021
© pixabay.com

«Форпост» пообщался с одной из жертв телефонных мошенников, которой только благодаря счастливой случайности удалось избежать потери денег. Она воспроизвела по памяти свой телефонный разговор с лжебанкирами. Позвонили с номера 8(800)…

- Здравствуйте [обращаются по имени отчеству], я сотрудница Сбербанка. Вы владелица карты номер такой-то?

- Совершенно верно.

- И у вас еще карта Совкомбанка «Халва», они наши партнеры.

- Есть, но я пока не воспользовалась их рассрочкой, ничего не покупала. [Незадолго до звонка карта была «подарена» промоутером на улице. Подкупил возможностью беспроцентной рассрочки сроком на 10 месяцев на товары магазинов - партнеров].

- Ясно, переключаем вас на Совкомбанк.

Дальше разговор ведет уже другая мошенница. Голос – уверенный, настойчивый, и кажется жвачка во рту.

- Подтверждаете платеж такому-то на 15 тысяч рублей?

- Нет, я этому человеку ничего не переводила, вообще его не знаю.

- Поняла вас. Сейчас составим заявку и отменим фальшивый перевод. Продиктуйте, пожалуйста, трехзначный код на обороте карты [собеседница «Форпоста» сообщила код, хотя делать этого категорически нельзя, и ни один настоящий сотрудник банка таких вопросов задавать не будет]. Вам также поступило СМС-сообщение с паролем для отмены транзакции. Продиктуйте его, пожалуйста.

После этих слов владелица карты начала уже серьезно сомневаться и возразила: «Но там же написано, что его никому нельзя сообщать?»

«Вы не понимаете? Мы же и есть банк» - возмущенно ответила мошенница.

телефон_8012021
© pixabay.com

В результате двухминутного психологического давления пристыженная в своей якобы дремучей недоверчивости жертва, продолжая сомневаться, все-таки назвала пароль.

«На карте недостаточно средств, фальшивый перевод не пройдет, до свидания» - отрезала злоумышленница после минутной паузы – и отключилась.

От кражи 15 тысяч рублей обманутую женщину уберегло лишь то, что сумма оказалась меньше кредитного лимита (₽10 тысяч), который она сама выбрала при оформлении услуги (и забыла об этом), чтобы не провоцировать себя на излишние траты.

Двухэтапная схема мошенничества со звонками от имени сотрудников банков-партнеров - один из пяти самых распространенных сегодня способов кражи на расстоянии. Злоумышленники практикуют также выманивание реквизитов карты якобы для перечисления социальной субсидии от государства, приза победителю розыгрыша или под видом открытия резервного – более безопасного банковского счета.

«Продиктовать код из СМС - то же самое, что отдать ключи от квартиры. Вы предоставляете доступ к своим счетам и потеряете все деньги» - говорится в памятке Сбербанка по предотвращению мошенничества.

Missing материал.

Похожее предостережение есть и на сайте Совкомбанка: «Банк не запрашивает полный номер карты и CVV, коды для подтверждения или «отмены» финансовых операций, в том числе по телефону, по СМС или в социальных сетях. Для идентификации при звонке в банк достаточно указать только последние 4-6 цифр карты».

В нашем случае злоумышленники действовали от имени сотрудников Сбербанка и Совкомбанка. Пример взят, что называется навскидку, и ни в коем случае не означает, что система безопасности в этих банках выстроена хуже, чем у других. Клиентские счета всех прочих заметных на рынке «пластика» кредитных организаций в той же мере подвергаются преступным атакам через психологическое воздействие на их владельцев.

Часто деньги уводят с карт и без личного общения с держателями. Чтобы избежать утечки данных, банки рекомендуют не привязывать личные данные к платежным системам в интернете, а вводить логин и пароль каждый раз заново. И не переходить по сомнительным ссылкам из СМС во избежание установки на смартфон программы удаленного доступа.