Таково коллегиальное мнение представителей Министерства науки и высшего образования, Министерства просвещения, Рособрнадзора и вузовского сообщества.
В среду, 13 мая состоялось расширенное онлайн-заседание правления Российского союза ректоров. Его участниками стали руководители 52 университетов, которые подвели предварительные итоги перехода на дистанционный формат обучения и обсудили ряд вопросов, связанных с выходом из режима самоизоляции. В частности, грядущую приёмную кампанию и сроки начала следующего учебного года.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил, что отечественная система образования ответила на вызов, брошенный коронавирусом, и успешно функционирует в новых для себя реалиях.
«Задачу мы решили. Более успешного опыта других стран, на который нам можно было бы равняться, нет», - оценил Фальков усилия высшей школы.
В то же время он обратил внимание коллег на необходимость следить за психологическим состоянием студентов и преподавателей, продолжать оказывать им всю возможную помощь в адаптации к нынешним условиям учёбы. Он подчеркнул, что деканы и заведующие кафедрами – это «очень важные звенья в структуре любого высшего учебного заведения». Однако «основная ответственность за создание позитивной рабочей атмосферы в нынешних непростых условиях лежит на ректорах». Именно они должны обеспечить качественное проведение экзаменов, которые завершатся в дистанционном режиме.
«Аттестация уже идёт, во многих случаях успешно. Вузами сформированы её чёткие графики. Абсолютно понятно, что сессия в дистанционном формате потребует больших, чем раньше, усилий от университетов. Но, несмотря на это, нам необходимо создать максимально комфортные условия для студентов», - заявил министр.
Не менее важной он назвал и заботу о преподавателях, поскольку «те из них, кто подошёл к своим обязанностям ответственно, по сути, перешли на индивидуальную работу с обучающимися», а значит, нагрузка на педагогов возросла.
Ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко предложил разрешить вузам увеличить контрольные цифры приёма на 5% в связи с тем, что качество ЕГЭ в нынешнем году, вероятно, будет снижено, а значит, процент отчисленных по итогам следующего учебного года вполне может возрасти. Кроме того, скорее всего, упадёт мобильность абитуриентов.
С ним согласился руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, который считает, что высшие учебные заведения нынешним летом могли бы принять больше бюджетников.
«Сегодня проводится много олимпиад, которые дают абитуриентам право льготного поступления в вузы. Но эти ребята вытесняют тех, кто мог бы поступить туда по результатам ЕГЭ и подрывают таким образом доверие к единому госэкзамену», - назвал Кузьминов ещё одну причину необходимости повысить число бюджетных мест.
Все участники совещания сошлись во мнении, что поступление в университеты должно быть организовано на основе результатов ЕГЭ. Первый из них был запланирован на 8 июня, но его перенесут на более поздний срок. Скорее всего, на вторую декаду июня. Впрочем, сегодня существует шесть вариантов по датам проведения госэкзаменов, окончательное решение будет принято позже в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки.
Ректоры также согласились с тем, что новый учебный год необходимо начать в привычные сроки, то есть первого сентября. А вот к возможности минимизировать число ЕГЭ не все отнеслись с пониманием. Например, Владимир Литвиненко счёл, что упрощать процедуру не следует.
«Упрощение госэкзаменов для абитуриентов, планирующих поступать в технические университеты, снизит качество конкурса. Поэтому тот, кто захочет, должен иметь возможность сдать дополнительные предметы, ту же физику», - подчеркнул Литвиненко.
Отметим, что выпускникам, не планирующим поступать в вузы, экзамены сдавать не придётся. Оценки в аттестаты им выставят по итогам текущей успеваемости. ОГЭ по математике и русскому языку для девятиклассников отменены.