Saint-PetersburgPartly Cloudy+10°C
$ЦБ:78,67ЦБ:91,48OPEC:41,93

Владимир Литвиненко дал оценку проекту новой программы стратегического развития высшего образования

Литвиненко
Фото © Форпост Северо-Запад /

Он назвал её необходимым условием для создания конкурентной среды и повышения эффективности подготовки квалифицированных специалистов для отечественной экономики.

Во вторник, 9 июня стало известно мнение ректора Санкт-Петербургского горного университета Владимира Литвиненко о проекте «Программы стратегического академического лидерства», который был представлен на минувшей неделе Министерством науки и высшего образования. Он подчеркнул, что появление этого документа давно назрело, поскольку в нём обозначен вектор развития высшей школы и отмечено первостепенное значение университетского сообщества в деле технологического развития России.

«Программа создаёт предпосылки для формирования рыночной, конкурентной среды. И даёт чёткий посыл вузовскому сообществу, в том числе университетам в регионах, о равных возможностях доступа к государственному финансированию. Её появление вызывает чувство уважения к министру и разработчикам», - заявил Владимир Литвиненко.

лаборатория
Фото © Форпост Северо-Запад /

Впрочем, как пояснил ректор первого технического учебного заведения России, «…работать она будет лишь в том случае, если Министерство в целом и министр, в частности, смогут нести ответственность за эффективность реализации её положений. То есть будут наделены функциями регулятора, имеющего право законодательной инициативы, в том числе в части отмены устаревших и работающих против делового климата законов.

Сегодня у Валерия Николаевича Фалькова есть кредит доверия ректорского сообщества, поскольку он выходец из академического среды и досконально знает все беды и чаянья вузов. Но как показывает практика, например, опыта реализации решений февральского Госсовета, благие идеи зачастую трансформируются за стенами министерства в «нечто непонятное». А любая инициатива снизу требует такого объёма согласований, что буквально тонет в бумажном море».

По мнению Литвиненко, первоочередной мерой должно стать появление механизма независимой государственной оценки деятельности университетов.

«Нам необходимо работать над увеличением самостоятельности вузов, создавать понятные критерии оценки высших учебных заведений и строго их придерживаться. Для того чтобы каждый руководитель вуза понимал, какие именно цифровые индикаторы легли в основу того или иного решения. Когда и на каком основании может произойти его пересмотр. Прозрачность этого процесса позволит нам работать на развитие, а не для галочки, как это было в рамках программы 5-100», - отметил Литвиненко.

Основные претензии ректоров высших учебных заведений к этой, уже канувшей в Лету программе, которая позволяла избранным вузам получать дополнительное финансирование на продвижение своего бренда за рубежом и улучшение позиций в авторитетных международных рейтингах, заключались именно в отсутствии открытых данных о методах их отбора. Никто не мог понять, по какому принципу он происходит, а главное, какой это приносит результат.

лаборатория
Фото © Форпост Северо-Запад /

Лидерами среди российских университетов, традиционно занимающими наиболее высокие места по итогам ранжирования QS, THE и ARWU, становились те, кто не принимал участие в проекте. Прежде всего, МГУ, СПбГУ и Санкт-Петербургский горный университет. А прогресс тех, кто получал на это деньги от государства, явно не соответствовал сумме затраченных средств. При этом в кулуарную комиссию по их распределению входили «иностранные специалисты» с сомнительной репутацией.

«В этой связи, наверное, было бы правильным, чтобы вузы, участвовавшие в программе «5-100» публично отчитались, насколько в результате им удалось повысить компетентность студентов, аспирантов и преподавателей, как и в какой мере изменилась образовательная и социальная среда учебного заведения, какие исследовательские программы были реализованы, какой дали экономический эффект. А то ведь дело дошло до парадокса – даже Президент обратил внимание на то, что число аспирантских защит в последнее время значительно упало», - продолжил Литвиненко.

Он также сделал акцент на том, что вопрос прозрачных индикаторов оценки и понимания кому именно принадлежит право голоса – представителям академического сообщества, бизнеса и министерства, - это тоже вопрос восстановления доверия.

«Безусловно, это повысит эффективность образовательного пространства. Главное, в процессе выработки механизмов оценки, не забыть о целях всей этой трансформации. А они состоят в том, чтобы согласно поручению Президента создать условия для технологического рывка России, который невозможен без перехода на качественно новый уровень подготовки специалистов и развития вузовской науки», - напомнил Литвиненко.

Горный университет
Фото © Форпост Северо-Запад /

При выстраивании новой системы ректор Горного назвал крайне важным и отсутствие «революционных» перекосов. Например, предложение о необходимости обеспечить соотношение преподавателей и студентов на уровне один к четырём он счёл чрезмерным. Такими показателями не может похвастаться ни Гарвард, ни Стэнфорд.

Ещё одно важнейшее условие для прогресса отечественной высшей школы, по мнению ректора Горного университета, - утверждение министерством объединения вузов в консорциумы на основе отраслевой принадлежности. Создание примерно 20-ти таких объединений по направлениям подготовки позволит лидерам подтягивать отстающих к своему уровню, даст возможность небогатым высшим учебным заведениям использовать современную инфраструктуру своих более продвинутых коллег, а также повысить академическую мобильность.

«Речь идёт не об объединении вузов в одно юридическое лицо. А об их консолидации для того, чтобы иметь возможность решать общие для себя задачи более эффективно. В случае такой коллаборации они получат дополнительные рычаги влияния на региональную власть, Министерство и Правительство, бизнес-сообщество. Их мнение будет уже не мнением какого-то отдельного ректора, а целого кластера – медицинского, сельскохозяйственного, экономического и так далее», - отметил Литвиненко.

В завершение он рассказал о том, что Совет ректоров Санкт-Петербурга и Ленинградской области создал рабочую группу, задачей которой станет выработка рекомендаций по совершенствованию стратегии развития высшей школы. Её состав уже определён, в неё вошли представители вузовского сообщества, а также исполнительной власти.