Перейти к основному содержанию

Андрей Рудской: в Политехническом университете сильны научные школы и преемственность в них

Учёные Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого в ходе экспериментов добились увеличения пластических свойств алюминия с 12 до 41%. Новая технология, как полагают в вузе, может быть востребована и на земле, и в космосе. Ведь её внедрение не только повысит сроки эксплуатации различных металлических конструкций, но также позволит выращенному материалу лучше выдерживать деформации, вызванные сверхвысокими нагрузками.

О том, какие шаги предпринимает Политех для того, чтобы мотивировать учёных, в том числе, молодёжь, к участию в научных исследованиях, как пережил карантин и адаптированы ли его образовательные программы к современным запросам рынка труда, «Форпост» поинтересовался у ректора этого высшего учебного заведения, академика РАН Андрея Рудского.

- Как сильно повлияла на работу Вашего университета пандемия коронавируса? Удалось ли эффективно перейти на удалённую систему обучения?

- Да, нам удалось выстроить эффективно работающую систему. Во многом благодаря тому, что у нас уже имелся хороший задел на этом направлении. В частности, практики дистанционного проведения лабораторных работ на базе Festo-Синергия, более 100 онлайн-курсов на внутренних и внешних порталах. Кстати, мы открыли бесплатный доступ к ним и к электронной библиотечной системе Политеха студентам всех вузов России.

Мы провели сессию в дистанционном формате, и эта практика показалась нам более удобной и прозрачной. Стало меньше апелляций: если раньше студент мог столкнуться, например, с предвзятым отношением преподавателя, то сейчас за процессом следит Центр качества образования и Дирекция основных образовательных программ. Мы нашли для себя очень удобные форматы: компьютерное потоковое тестирование (проверка знаний) и индивидуальное собеседование в онлайн-формате с преподавателем (проверка навыков). Идентификацию личности студенты проходили в программе MS Teams через вебинарные комнаты.

Missing материал.

В то же время, по моему глубокому убеждению, онлайн-образование никогда не будет играть превалирующую роль в учебном процессе. Ничто не заменит живого общения с преподавателем, в удалённом режиме нельзя воспитать личность или получить опыт нахождения в социальной среде. Онлайн-образование я воспринимаю как вспомогательный механизм для обретения дополнительных профессиональных знаний. Также оно может применяться на базовых дисциплинах, ведь в любой работе есть элемент рутинности, то, что легко поддается алгоритмизации. Это позволит освободить часть времени преподавателям и студентам, чтобы они могли использовать его для чего-то творческого: занятий наукой, саморазвитием, спортом, культурой! А у нас в Политехе для этого есть все возможности.

- Согласны ли Вы с тем, что переход на двухуровневую систему подготовки специалистов – магистратуру и бакалавриат – негативно сказался на качестве отечественного высшего технического образования и уровне выпускников? Действительно ли нам крайне необходимо вернуться к прежней модели – специалитету, который предполагает обучение в течение 5 с половиной лет?

- Я как ректор считаю, что подготовка высококвалифицированных специалистов - это главная задача вуза. Для достижения этой цели можно применять разные инструменты. Мы в Политехническом университете поняли, как важно использовать индивидуальные траектории в процессе формирования профессиональных компетенций обучающихся, и выстроили гибкую систему обучения в рамках модели «2+2+2» (2+2 года бакалавриата + 2 года магистратуры). Именно такая система позволяет студентам осуществлять выбор индивидуальной образовательной траектории. Она дает возможность получить знания именно в тех областях, которые для студента важны и интересны, и позволяет ему стать более конкурентоспособным на рынке труда.

Суть системы «2+2+2» заключается в следующем: студенты могут выбрать свою профилизацию (специализацию) дважды – после второго курса обучения (распределение по результатам окончания третьего семестра) и после окончания бакалавриата. Ключевое преимущество: увеличение уровня осознанности по отношению к специальности, что повышает мотивацию к учебе и способствует лучшему усвоению профессиональных знаний.

- Поясните на примере вашего университета: что конкретно потеряла система высшего образования по сравнению с советским периодом? Или приобрела? Уступает ли она зарубежным аналогам или, напротив, выигрывает у них?

Missing материал.

- В советское время было сделано многое, очень многое, что определяет развитие науки и техники и по сей день. Одним из ключевых этапов того периода стало формирование сильнейших научных школ. Почему в вопросе об образовании я говорю о науке? Потому что это неразрывные вещи. Один из главных образовательных принципов Политехнического университета – образование через науку. Студенты с первых курсов проводят исследования в лабораториях, участвуют в научных конференциях, работают вместе с промышленными партнерами над реальными производственными проектами. Это очень важно.

Пройдитесь по нашему Главному учебному корпуса, и вы увидите галерею выдающихся ученых, которые работали в стенах Политеха. Но что самое главное, их последователей вы найдете в университете и сейчас. В Политехническом университете сильны научные школы и преемственность в них. Например, профессор Владимир Рожанский стоял у истоков развития физики плазмы. В 2018 году он от России вошел в состав научной группы ITER (International Thermonuclear Experimental Reactor) – крупнейшего в мире экспериментального термоядерного реактора. Вместе со своим коллективом, в который входят выпускники, аспиранты и студенты кафедры «Физика плазмы» – очень много молодежи, они разработали численный код для моделирования параметров пристеночной плазмы токамаков. Этот пристеночный код был принят в качестве основного на ITER. Более того, он рекомендован всем исследователям, которые занимаются управляемым синтезом для моделирования пристеночной плазмы токамака.

- Как сильно трансформировались требования к выпускнику со стороны работодателей по сравнению с тем, что было 10 или 20 лет назад? Сейчас, например, для успешной карьеры на многих предприятиях молодому человеку необходимо не только обладать знаниями и навыками по своей специальности, но также владеть английским языком, понимать экономику производства, иметь опыт работы с искусственным интеллектом и так далее. Успевают ли университеты учитывать изменения запросов со стороны рынка труда?

- Появление новых специальностей на рынке труда обгоняет разработку образовательных стандартов и программ обучения, поэтому Политехнический университет реализует опережающую систему подготовки. Она основана на глубинном форсайте и сотрудничестве с высокотехнологичными корпорациями. У нас широко распространена практика создания базовых кафедр на предприятиях – их уже более 20. Такой формат сотрудничества с нашими индустриальными партнерами позволяет начать раннюю специализацию студентов на производстве, дает им возможность увидеть реальное производство не только во время практики, но и во время учебного процесса. Таким образом мы решаем проблему рассогласованности учебных планов с потребностями рынка труда.

- Владимир Путин в прошлом году акцентировал внимание вузовского сообщества на том, что аспирантура — это не просто ещё одна ступень высшего образования, а, прежде всего, подготовка молодого учёного. Все ли аспиранты в Вашем вузе защищают диссертацию? Что руководство университета делает для того, чтобы они состоялись в качестве молодых учёных и продолжили заниматься наукой?

Missing материал.

- Конечно, аспиранты и молодые ученые – это будущее университета, поэтому мы используем разные инструменты для их поддержки и мотивации. В частности в рамках проектов Центра НТИ «Новые производственные технологии», Национального центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии», статус которого Политех получил недавно, отдельный акцент делается на поддержку аспирантов и включение их в действующие лаборатории по приоритетным направлениям исследований Политеха.

Мы развиваем и поддерживаем прохождение аспирантами стажировок в ведущих научных центрах, их участие в международных форумах. В прошлом году мы первыми в России провели конференцию под эгидой всемирно известного научного издательства Nature, посвященную физике плазмы. Таким образом, мы пододвигаем наших аспирантов к научному фронтиру: на подобных конференциях они знакомятся с передовыми научными направлениями, публикуют статьи в высокорейтинговых журналах, что помогает им впоследствии защитить диссертацию.

В этом году сформировали Совет молодых ученых. Это не просто объединение исследователей. На самом деле, это инструмент развития академической среды и поддержки новаторов, общественный институт, плавильный котел идей, предложений и проектов. Безусловно, Совет молодых ученых является элементом системы поддержки аспирантов и молодых исследователей – с организационной, экспертной, междисциплинарной точек зрения. Кстати, в основной состав Совета вошли участники Школы ключевых исследователей, которую мы проводили в Политехе для подготовки лидеров лабораторий.

В 2018 году Политехнический университет получил право самостоятельно присуждать ученые степени кандидатов и докторов наук. Такое право говорит о том, что уровень подготовки претендентов на ученые степени в нашем вузе достаточно высокий. Поэтому в Министерстве сочли возможным предоставить нам те функции, которые ранее курировала ВАК. Это обязывает нас усилить работу по качеству подготовки диссертационных работ и объективности вынесения суждения о присвоении ученых степеней. В рамках этой деятельности работу начали около 100 диссоветов.

- Считаете ли Вы, что государству необходимо разработать систему чётких цифровых индикаторов, позволяющую составить объективный национальный рейтинг университетов? Нужен ли он вузовскому сообществу? Какие критерии, в первую очередь, он должен учитывать? И как вы относитесь к попыткам различных организаций составить подобные рейтинги в частном порядке? Они помогают или, напротив, мешают?

- Начнём с того, что рейтинги не должны являться самоцелью всей деятельности университета. Это всего лишь один из внешних атрибутов мониторинга динамики развития вуза и маркетинговый инструмент для привлечения внешней аудитории и работы с академической репутацией.

Missing материал.

В этом году, согласно нашему мониторингу, Питерский Политех был отмечен в более чем 20 различных российских и международных рейтингах. Нельзя однозначно сказать, что все они имели понятную методологию оценки или достаточную историю ранжирования. Иногда, например, это были своего рода маркетинговые механизмы для агентств, занимающихся рекрутингом абитуриентов, не более того.

Тем не менее, максимально объективный взгляд на статус и развитие участников национальной системы высшего образования полезен. Он способствует ориентации, в том числе управленческой команды, на «местности», более точному пониманию ситуации и бенчмарков, корректировке целеполагания. Большое количество рейтингов – это нормальное явление, так как не все из них «долгожители», часть не будет проводиться естественным образом. Следуя своей стратегии, результаты деятельности университета могут быть представлены в одном рейтинге в большей степени, чем в другом.

Безусловно, важно оценивать как наукоемкий потенциал вуза, так и академическую репутацию. Однако способы оценки требуют постоянного совершенствования с точки зрения прозрачности и понятности мониторинга каждого рейтинга. Если говорить о приоритетах, в первую очередь, международных рейтингов, то недостаточно представлены или имеют небольшой вес такие показатели, как влияние на общество и вклад в экономику.

- Что необходимо предпринять нашим университетам для того, чтобы увеличить своё присутствие в наиболее престижных глобальных рейтингах – QS, THE и ARWU? И не следует ли более пристальное внимание уделять именно предметным рейтингам? Ведь сравнивать экономические и медицинские вузы не вполне корректно, кроме тех случаев, конечно, когда в одном создана идеальная среда, а в другом царит разруха.

- Преимущество Питерского Политеха состоит в том, что наш вуз обладает большим количеством точек роста для развития междисциплинарных научных исследований благодаря своей «политехничности», и это важный вектор для усиления конкурентной позиции университета. СПбПУ представлен в 19 рейтингах в рамках международных рейтинговых агентств QS, THE и ARWU. Для нас это свидетельство системной работы по позиционированию университета как лидера в разработке технологий и решений прикладных наукоёмких задач для индустрий.

Для масштабирования успеха важно усиливать уровень качества исследований и сохранять фокусировку, учитывая ресурсные ограничения. Кроме того, крайне важно понимать, с какими научными группами возможен дальнейший прорыв и как максимизировать вовлечение молодёжи для будущего университета. Результативность продвижения в предметных рейтингах не может быть достигнута без инвестиций в инфраструктурные решения и систематизации процессов организации научно-исследовательской деятельности, которые интегрально приводят к ускорению производства экспериментальных данных, исследований и разработок. А значит, и к последующему внедрению и применению в индустриях, росту репутации среди академического сообщества и работодателей.

Missing материал.

Также хочу отметить, что Политехнический университет получил статус научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии». Статус НЦМУ «Передовые цифровые технологии» получил консорциум на базе четырех организаций: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (координатор консорциума), Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Тюменский государственный университет, НИИ гриппа имени А.А.Смородинцева Минздрава России.

Это решение было принято на заседании Совета по государственной поддержке создания и развития научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития под председательством заместителя Председателя Правительства РФ Татьяны Голиковой.

Основная цель программы – обеспечение научно-технологического прорыва на основе фундаментальных и прикладных исследований мирового уровня, формирование условий для перехода на принципиально новый уровень применения наукоемких технологий и эффективности современного цифрового производства. Курировать деятельность НЦМУ будет проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», лидер (соруководитель) рабочей группы «Технет» НТИ Алексей Боровков.

Основные научные направления НЦМУ «Передовые цифровые технологии» – это передовые цифровые технологии (цифровое проектирование, математическое и суперкомпьютерное моделирование, управление жизненным циклом изделия или продукции (Smart Design) и технологии «умного» производства (Smart Manufacturing), искусственный интеллект, роботизированные системы, материалы нового поколения и аддитивные технологии. Разработка и применение этих технологий играет ключевую роль для развития экономики и промышленности России, что определено в качестве одного из ключевых приоритетов Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Важно, что каждое научное направление охватывает не только исследования, но и подготовку молодых ученых и инженеров.