«Нам с этим жить» или как православные активисты борются с искусством в России

Храм
Фото © Форпост Северо-Запад /

В связи с нападением на кинотеатр, где планировался показ фильма Алексея Учителя «Матильда», «Форпост» решил разобраться в истории борьбы православных активистов с современным искусством в России.

Утром, 4 сентября, в Екатеринбурге 39-летний житель Ирбита Денис Мурашов протаранил двери кинотеатра «Космос» на автомобиле УАЗ с газовыми баллонами в кузове, после чего устроил пожар. Как мужчина позже пояснил следователям, таким образом он пытался не допустить показ фильма «Матильда». Всего несколькими днями ранее в Санкт-Петербурге неизвестные закидали коктейлями Молотова киностудию режиссёра фильма Алексея Учителя.

До какого-то момента агрессия со стороны православных активистов в России по отношению к современному искусству почти не проявлялась.Пожалуй, главным переломным моментом, после которого акции стали почти привычным делом, был процесс над участницами панк-группы Pussy Riot.

Шелкография. Уличные нападения

Пока шёл суд по делу Pussy Riot, группа молодых людей во главе со своим лидером Дмитрием «Энтео» Цорионовым — «Божья воля» — нападали на сторонников девушек, в том числе случайно встречая их на улице. Причиной нескольких стычек стала картина художника Артёма Лоскутова «Икона Pussy Riot» на футболках прохожих. Обращения пострадавших в полицию тогда ничем не закончились, а в сентябре 2013 года Центральный районный суд города Новосибирска запретил публиковать изображение картины в интернете.

Театр. Срывы постановок

Особо бойко православные активисты протестуют против «оскорбляющих чувства верующих» театральных постановок. Первым с попыткой срыва спектаклей столкнулся московский Театр.doc. А среди недавних успехов радикально настроенных граждан - отменённая в октябре 2016 года опера «Иисус Христос — суперзвезда» петербургского театра «Рок-опера». Самым же громким «театральным кейсом» для недовольных православных стали протесты против оперы «Тангейзер», поставленной на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Несмотря на то, что административное дело об оскорблении чувств верующих в отношении режиссёра Тимофея Кулибина было прекращено, возобновлять постановку не стали.

Уличные инсталляции. Вандализм

От рук вандалов пострадали и городские инсталляции в Санкт-Петербурге. Так, в апреле 2015 года неизвестные спилили бензопилой четыре деревянные фигуры корейских стражников чансын в парке Сосновка. По словам очевидцев, вандалы заявили, что «в православном государстве такие скульптуры не нужны». В сентябре того же года все оставшиеся идолы были убраны из парка в присутствии дипломатов Южной Кореи. Официальной причиной было названо плохое состояние древесины.

Осенью того же года с дома на Лахтинской улице была сбита скульптура Мефистофеля. В ходе разбирательств выяснилось, что причиной стала строящаяся напротив этого дома церковь Ксении Петербургской, курируемая спикером ЗакСа Вячеславом Макаровым. Виновным в демонтаже скульптуры оказался бизнесмен Василий Щедрин. Позже он перевёл средства на восстановление фасада здания, но капремонт, при котором Мефистофеля должны вернуть на место, запланирован аж на 2021 год.

Музеи и выставки. Погромы

Самые громкие на тот момент нападения произошли в августе 2015 года в московском «Манеже». Активисты «Божьей Воли» два раза врывались в зал, где повреждали выставленные произведения искусства, в том числе основы линогравюр Вадимы Сидура. Правительство Москвы оценило ущерб более чем в миллион рублей. Тогда реакция музейного сообщества заставила полицию завести на одну из активисток уголовное дело по 243 статье УК (уничтожение или повреждение культурных ценностей), однако через год дело было закрыто за отсутствием состава преступления.

В день своего открытия, 25 сентября 2016 года, подверглась нападению выставка фотографа Джока Стёрджеса «Без стеснения». Сначала вход на неё заблокировали молодые люди, а затем работы облил мочой активист организации SERB.

Концерты. Телефонный терроризм.

Самыми успешными кампаниями православных фундаменталистов внезапно стали срывы рок-концертов. Так, в июне 2014 года были сорваны два концерта Мэрилина Мэнсона в Новосибирске и Москве. В столице Сибири после жалоб православных активистов власти отказали организаторам в проведении концерта по формальной причине — он был запланирован на день города, а в Москве собравшаяся публика была вынуждена покинуть концертный зал после сообщения о взрывном устройстве, так и не увидев музыканта на сцене.

Поистине ужасным стал концертный тур по России для метал-группы Behemoth. Выступления были отменены во Владивостоке, Томске и Хабаровске, в Новосибирске шоу коллектива было сорвано дракой, спровоцированной «православными активистами», а в Екатеринбурге музыканты были задержаны за отсутствие «культурной визы» в Россию (у них была деловая), провели ночь в камере и со штрафом были депортированы по решению суда.

Из-за протестов православных в Россию не смогла приехать польская блэк-метал группа «Батюшка».

Кино. Поджоги

До истории с «Матильдой» протесты православной общественности были направлены в основном против зарубежных лент. Например, из-за жалобы депутата Милонова фильм «Могучие Рейнджеры», рассчитанный на подростков, получил беспрецедентно высокий рейтинг 18+.

Но настоящее возмущение активистов вызвал именно фильм Алексея Учителя. По мере же приближения даты премьеры фильма о любовных интригах последнего русского царя, действия православных активистов становятся всё более радикальными. Несколько сетей кинотеатров получили угрозы от организации «Христианское государство — Святая Русь», где сказано, что кинотеатры, в которых будут показывать Матильду, «начнут гореть». Второе за несколько дней нападение с поджогом говорит о том, что эти угрозы воплощаются в реальность.

«Форпост» пытался выяснить отношение петербургской епархии к действиям православных активистов, но в её информационном отделе никто не взял трубку.

С вопросом, стоит ли ожидать в ближайшие годы повторения случаев, подобных тому, который произошёл в Екатеринбурге, мы обратились к журналисту Александру Невзорову, одному из наиболее последовательных критиков клерикализации:

«Не стоит удивляться тому, что произошло сегодня. Религия всю историю вела себя агрессивно по отношению ко всему ей чуждому. Несомненно, подобное ещё много раз будет повторяться. И нашему поколению, и поколению наших детей ещё всю жизнь с этим жить».