Перейти к основному содержанию

Hioshi: «Быть анонимным художником - это не как быть секретным агентом в кино»

В Петербурге регулярно появляются инсталляции художника Hioshi. Последний арт-объект, пластиковый монумент о биткоинах, он посвятил тем, кто не в состоянии купить криптовалюту. «Форпост» поговорил с загадочным мастером, который не раскрывает своего имени, но охотно делится мнением о реалиях жизни и предпочтениях в массовой культуре.

Missing материал.

Об авторе многочисленных инсталляций, которые периодически появляются на улицах Петербурга, известно немного. Художник Hioshi скрывает своё настоящее имя и нечасто даёт личные интервью. Однако петербуржцы знают его по многочисленным творениям на злободневные темы. Так, в ноябре 2017 года Hioshi представил работу «Чёрные пешки», изображающую очередь к банкомату Сбербанка.

Missing материал.

До этого в Петербурге появились фигуры «отдыхающих самолётов» на Пулковском шоссе, картина, посвящённая рэп-баттлу Oxxxymiron и Гнойного и работа «Пусть мама услышит» о проблемах беспризорников, токсикомании и трудного детства.

Missing материал.

- Вы работаете инкогнито. Почему вы не хотите открыть своё лицо обществу?

- Я скрываю свою личность, потому что не вижу смысла как-то монетизировать творческую деятельность. Уверен, больших денег никто не предложит, но после того, как меня начнут узнавать, на нормальной работе без запар существовать тоже не получится, как и спокойно перемещаться по городу на транспорте. Мне кажется, известность или публичность - это жёсткий геморрой. И если решаться на такое, то уже за такие деньги, чтобы и квартира нормальная с парковкой, и транспорт личный прилагался, чтобы иметь право на личное пространство.

Если говорить о частных заказах, то надо понимать, что бизнес у нас сам по себе «чихает», ему не до оплаты творчества в свою честь. Самые денежные заказы поступают от государства, церкви или военных, со всеми из них я бы даже с условием полной анонимности, машиной и квартирой впридачу работать не стал. Мне же потом ещё в зеркало на себя смотреть, я лучше на обычной работе себе на хлеб заработаю.

- Вы против финансирования культурных проектов государством?

- Мне трудно называть искусством явления, которые пропитаны пропагандой. Я имею в виду политические муралы на стенах и патриотический кинематограф. В российской современной действительности эти направления почти невозможно отнести к искусству. Эти вещи высмеиваются в беседах художников, на лекциях и публичных выступлениях.

Заметьте, что эти произведения выполнены бедно, хотя под них выделяются огромные средства. Просто всё растаскивается до того, как доходит до творца. В итоге ему остаётся настолько мало, что мы можем по результату наблюдать насколько он не очень старался.

Вы наверняка видели последние шедевры отечественного патриотического кино - «Притяжение» (режиссёр Ф. Бондарчук, 2017 год), «Викинг» (режиссёр Кравчук, 2016 год), «Крым» (режиссёр Пиманов, 2017 год). Так вот, рисунки на патриотическую тему на стенах в центре Москвы выполнены так же бездарно и по технике, и по содержанию.

Missing материал.

В современной России есть крутые фильмы, например, «Возвращение» (режиссёр Звягинцев, 2003 год), «Ученик» (режиссёр Серебренников, 2016 год), «Остров» (режиссёр Лунгин, 2006 год).

Российские авторы могут создавать душевные шедевры, но…

- А в основе вашего творчества лежит злость и несогласие?

- У меня есть желание показать, что есть вещи, которые я не готов принять такими, какие они есть. Уверен, что многие общественные проблемы сегодня притягивают за уши, например, озлобленность на запад и ближайших соседей, воинственность, мнимый патриотизм, средневековая религиозность. Выражать свой протест этим явлениям - это наше право.

- У вас есть «учителя» в искусстве?

- Боюсь, что нет. Есть люди которые нравятся, и даже люди, на чьи работы похожи в какой-то мере мои собственные, но я не воспринимаю их как ориентиры или источники вдохновения. Мне просто приятно осознавать, что есть кто-то думающий, как и я.

- За какими арт-группами или художниками вы следите?

- Если в примерах, то это Айзек Кордал. Мне из всех его работ, как оказалось, больше всего понравилась та, что он сделал для Музея стрит-арта. Кстати о вопросе об уличном искусстве, запертом в четырёх стенах - также мне нравится Эгон Шиле, Модильяни, Густав Климт. Из русских и современных - это Паша Кас и Миша Маркер, очень крутой пример - художник BLU.

- Как вы проводите свободное время, за какими занятиями? Музеи, кино?

- Сериал мне нравится только один, «Чёрное зеркало». С сериалами вообще очень непростая история: я ненавижу что-либо недосматривать. Однажды с девушкой начал смотреть «Отчаянных домохозяек», потом мы расстались с ней, и всё время у меня был такой пункт, что я не досмотрел этой тупой сериал. Потом в новостях я случайно увидел, что вышла последняя серия, выделил целый день и специально досматривал эту феерическую тупизну, просто чтобы забыть о нём. Когда досмотрел, был просто счастлив.

Так же случайно с другой девушкой начал смотреть «Игру престолов», а сейчас страдаю и жду, когда он закончится, чтобы досмотреть его, хоть он под конец хотя бы стал нормально сниматься, с хорошей камерой и порядочным живым монтажом.

Missing материал.

Первые несколько сезонов монтаж у них был просто как для умственно отсталых, я смотрел и занимался своими делами, было очень скучно. Кроме «Чёрного зеркала» никто ничего интересного не снимает, поэтому я могу сходить в кино, но там тоже много ловушек. Например, недавний фильм «Сфера» - это единственный тупой фильм с Томом Хэнксом, его даже Гермиона (актриса Эмма Уотсон - прим.ред.) не вывозит, просто лютый отстой. На такой случай всегда есть книга, но в последнее время я очень много работаю и читаю мало.

Из музеев я постоянно хожу в Эрмитаж, но меня очень напрягает платить по 400 рублей за вход, поэтому я чаще бываю в арке Главного штаба, там подешевле и я рад, что туда переехали импрессионисты. Также хочу сходить на Модильяни в Музей Фаберже.

Кроме того, я часто бываю в РОСФОТО на Большой Морской, там бывают интересные выставки. Вообще часто хожу на фотовыставки, пресс-фото - это очень интересно, и в последнее время много выставок с космосом, МКС, Марс. Я даже специально ездил куда-то на Дыбенко или на Большевиков, потому что там были выставлены в каком-то торговом центре фотки «Роскосмоса», виды с МКС и прочее, было интересно. Но нормальный человек туде специально посмотреть не поедет.

- Каково это вообще, вести двойную жизнь – художника Hioshi и того, кто вы в повседневности?

- Довольно рутинно, стрит-арт требует много времени и денег. Я уже смирился с тем, что если мне приходит в голову идея, то я не успокоюсь, пока её не реализую. Я перестаю хотеть спать, могу забыть поесть и мне совершенно неинтересно встречаться с друзьями или ходить развлекаться. Так продолжается, пока не закончу и не сделаю всё, что задумал. А идеи в голову приходят часто, поэтому я практически всегда что-то делаю и практически все свободные деньги уходят на материалы.

Но на деле всё проще, чем звучит. В последнее время у меня работы довольно простые по технике, так что я вроде как везде успеваю. Быть анонимным художником это не как быть секретным агентом в кино - никаких приключений, только своё мнение, которое ты выражаешь немного более сложным способом, чем просто стоять у стен Кремля и орать что они там ***.

Несмотря на острую критику художника в адрес современных российских реалий, отметим, что и среди депутатов в Петербурге есть те, кто готов поддержать уличное творчество. Так, в середине декабря 2017 года лидер петербургской фракции «Единой России» Александр Тетердинко направил губернатору города Георгию Полтавченко письмо с просьбой смягчить правила городского благоустройства, чтобы облегчить жизнь уличных творцов и вывести их деятельность из ситуации «вне закона».

Раскрывать планы по созданию будущих арт-инсталляций Hioshi не стал, отметив, что во многом они зависят от постоянной работы и наличия времени.