Перейти к основному содержанию

«Ямал СПГ» начал производство сжиженного газа

5 декабря на заводе «Ямал СПГ» в поселке Сабетта была включена технологическая линия, и добытый из недр метан стал превращаться в очень холодную жидкость, с температурой -164ºС. Её первая заливка в танкер-газовоз состоялась 8 декабря. В торжественной церемонии принял участие Президент России Владимир Путин, поскольку событие это, без преувеличения, государственного масштаба – очень крупное производство развертывается в одном из самых труднодоступных, неосвоенных районов Российского Заполярья, в самом центре Арктического побережья страны. Значение этого события для экономики России можно сравнить разве что с освоением месторождений Норильска.

Первый танкер с грузом жидкого метана должен быть отправлен Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC), которая внесла большой вклад в реализацию строительства СПГ-завода. Судно «Кристоф де Маржери», на которое будет загружен газ, носит имя человека, который многие годы возглавлял французскую компанию «Total», вывел ее в число ведущих нефтегазовых компаний мира, и всегда с глубокой симпатией относился к России. Это первый в мире газовоз ледокольного класса.

Завод «Ямал СПГ» обеспечит ежегодное производство 16,5 млн тонн жидкого метана (сжиженного природного газа). Он построен на восточном побережье полуострова Ямал прямо на своей ресурсной базе – над Южно-Тамбейским газоконденсатным месторождением. Продуктивные пласты-коллекторы главной – сеноманской залежи находятся здесь на глубине менее километра. А уникальное месторасположение позволяет создать конкурентоспособную логистическую модель, которая обеспечит круглогодичные поставки СПГ на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы.

Missing материал.

Акционерами «Ямал СПГ» являются российский «Новатэк» (50,1%), французская компания Total (20%), «Китайская национальная нефтегазовая корпорация» - CNPC (20%) и китайский Фонд «Шелкового пути» (9,9%). Такой интернациональный состав сделал возможным бесперебойное финансирование и технологическое обеспечение работ, несмотря на их огромную стоимость. Полная смета реализации проекта составляет $27 млрд. Сейчас построена только первая линия завода, рассчитанная на 5,5 млн тонн в год, но почти весь будущий объем (96%) производства СПГ уже распределен в контрактах на десятилетия вперед.

«Новатэк» намерен ввести в строй вторую и третью технологические линии завода раньше срока.

«Будем стараться вводить в эксплуатацию очереди «Ямал СПГ» как можно быстрее, - заявил глава компании Леонид Михельсон. - Мы планировали ввод каждой линии в конце 2017, 2018 и 2019 годов. Думаю, что вторая линия будет введена месяца на три раньше. И на шесть-девять месяцев раньше будет введена третья линия».

Missing материал.

Проект «Ямал СПГ» получил существенные преференции от государства: на 12 лет он освобожден от уплаты экспортной пошлины, НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых), налога на имущество. Налог на прибыль снижен до 13,5%. Кроме того, из федерального бюджета будет профинансировано строительство инфраструктуры: аэропорта, морского порта, ледокольного и транспортного флота.

Причины такого отношения очевидны: ««Ямал СПГ» - ключевой компонент Северного морского пути России и арктической стратегии, так как он экономически оправдывает развитие новой инфраструктуры» Так оценил ситуацию для издания Arcticnow Джеймс Хендерсон - директор программ по природному газу в Оксфордском институте энергетических исследований. Он считает, что поддержка правительства отчетливо отражает ключевую роль проекта в освоении Российского сектора Арктики.