Перейти к основному содержанию

Самим не хватает! В Европе хотят, чтобы Китай перестал наращивать импорт СПГ

СПГ
© qatargas.com

КНР продолжает увеличивать объёмы закупок за границей сжиженного природного газа, причём, как год к году, так и месяц к месяцу. В мае этот показатель составлял 7,6 млрд, в июне - 8,2 млрд, а в июле – 8,5 млрд кубических метров. Это почти на треть больше, чем в 2022-м. Более того, Поднебесная активно ищет на спотовом рынке поставщиков, которые могли бы продать ей дополнительные грузы нынешней осенью и грядущей зимой. В заявке на октябрь значится одна партия, на ноябрь – уже пять, а на декабрь – семь. Соответствующий тендер недавно объявил государственный энергетический гигант Sinopec.

Для того, чтобы было понятно, о каких масштабах идёт речь, напомним, что например, вместимость танкера «Великий Новгород», который на прошлой неделе доставил в порт Цаофэйдяна СПГ с завода «Портовая», - 170 тысяч кубометров. После регазификации получается примерно 100 млн кубов. Несложно подсчитать, что Поднебесная до конца года собирается приобрести на бирже, то есть сверх плановых поставок, около 1,3 млрд кубических метров голубого топлива. И это с учётом того, что за последние месяцы Китай подписал множество долгосрочных соглашений об импорте СПГ, в том числе с флагманскими компаниями из Соединённых Штатов и Катара.

В Европе по этому поводу пока переживают не слишком сильно, ведь местные энергетики уже заполнили свои газовые хранилища, причём сделали это значительно раньше «часа икс», намеченного на 1 ноября. Тем не менее, определённые опасения за то, что чрезмерная активность Китая «может нарушить хрупкий баланс на мировом рынке природного газа», в Старом Свете всё же слышны. Оно и понятно, зимой, вне зависимости от уровня запасов, закупки делать придётся, и если на рынок вернётся волатильность прошлого года, то это, скорее всего, вновь разгонит темпы снизившейся было инфляции.

Самое интересное, что в торговом подразделении Sinopec не уточнили, для каких целей им нужен СПГ. А потому в ЕС тут же заподозрили китайцев в недобросовестной конкуренции. Мол, на самом-то деле никакого спроса на все эти партии или, по крайней мере, на часть из них, как не было, так и нет. А объявленный тендер – всего лишь спекулятивная игра, нацеленная на то, чтобы перепродать грузы зимой, после того, как их стоимость вследствие дефицита предложения возрастёт.

СПГ
© qatargas.com

Представитель консалтинговой компании Wood Mackenzie в Азиатско-Тихоокеанском регионе Мяор Хуан, говорит, что потребление природного газа в Китае увеличилось в первом полугодии на 5%. В числе основных причин такого положения дел – высокий спрос в энергетическом и промышленном секторах. При этом добыча в стране растёт, как и поставки по трубопроводам из России и некоторых других стран. Тем не менее, это никоим образом не способствует сокращению импорта СПГ.

«В дальнейшем Китай будет оказывать большее влияние на ценообразование, чем прежде. Он может спровоцировать высокую волатильность на рынках уже этой зимой, особенно в том случае, если она будет холоднее, чем обычно. Причём, не важно, где именно - в Европе или Азии», - приводит Oilprice.com слова г-на Хуана.

Вице-президент Chevron Колин Парфитт также полагает, что морозы могут оказать заметное влияние на биржевые котировки, даже несмотря на большие запасы газа, созданные в Европе.

«Я считаю, что мы ещё не вышли из тупика, и, возможно, не выйдем из него в течение нескольких ближайших лет, пока не появятся новые поставщики, способные резко увеличить предложение на рынке», - сказал Парфитт.

Сомнений в том, что конкуренция между европейскими и азиатскими потребителями СПГ в обозримом будущем не только не станет меньше, но и, вероятнее всего, возрастёт, практически нет. И лишнее тому свидетельство – прибытие в порт Цаофэйдяна танкера «Великий Новгород», о котором было сказано выше. Всё дело в том, что ранее весь сжиженный газ со среднетоннажного завода «Портовая», который «Газпром» построил недалеко от Выборга, на побережье Балтийского моря, там, где раньше начинался трубопровод «Северный поток», уходил исключительно в Европу, на терминалы Турции и Греции.

Происходило это по той причине, что цены в Азии были лишь немногим выше европейских. С учётом затрат на логистику, направлять грузы из Европы в Китай было попросту невыгодно, поэтому туда шли поставки с «Сахалина-2» или, несколько реже, с Ямала. Однако сейчас спрэд расширился до 100 долларов за тысячу кубов, что и послужило основанием для первого в истории рейса.

Само собой, такая конъюнктура будет способствовать сокращению предложения голубого топлива в Старом Свете, росту его дефицита и, как следствие, повышению котировок на европейских биржах. То есть резкое увеличение волатильности там может произойти даже раньше, чем прогнозируют эксперты.

Данный текст ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться в качестве инвестиционной рекомендации.