Перейти к основному содержанию

Почему Англии придётся перенимать российскую концепцию «ядра» высшего образования

книга
© Jaredd Craig, unsplash.com

«Попробуйте, прежде чем купить» – под таким заголовком британский Институт политики в области высшего образования (HEPI) выпустил статью Мэри Кернок Кук, директора правительственной компании по студенческим ссудам. В ней даны разъяснения по поводу введения с 2025 года специального государственного кредита на оплату самостоятельного одногодичного вузовского курса.

Новация уже получила королевское одобрение и будет доступна в рамках перехода к системе гибкого льготного образовательного кредитования (процент по нему не превышает инфляции). Каждый гражданин получает лимит в 37 000 фунтов стерлингов, который соответствует стоимости полного курса бакалавриата. Студент сможет использовать часть суммы без потери остатка на очное обучение в течение года в колледже или университете, как самостоятельный образовательный блок. Его окончание подтверждается сертификатом. С ним можно пойти на второй курс своего или другого вуза, допускается также взять паузу на неопределённое время.

«Университеты должны будут обеспечить, чтобы первый год обучения был значимым и завершенным как самостоятельный, с соответствующей квалификацией выхода, в то же время, указывая четкие маршруты перехода ко 2-му и 3-му годам» – пишет Мэри Кернок Кук.

мост
© Lea Fabienne, unsplash.com

До настоящего времени студент, принятый на трёхгодичную программу британского бакалавриата мог рассчитывать по окончании первого года только на академический отпуск, такой же, как в России. Иначе – отчисление. Или он поступал на специальную годичную программу HNC (Higher National Certificate), которая предполагает минимальную теоретическую подготовку и освоение практических навыков по конкретной специальности с расчётом на трудоустройство. Вряд ли при такой сжатости можно добиться уровня знаний, достойного, скажем, российской системы среднего профессионального образования. Отношение к обладателям подобных сертификатов у британских работодателей естественно было пренебрежительным.

С 2025 года годичная вузовская программа в Соединённом королевстве будет позиционироваться в большей степени как первоначальный этап получения полноценного высшего образования, после которого студент сможет осознанно скорректировать свою образовательную траекторию. Останется альтернативная возможность ограничиться одним годом в колледже и выйти на рынок труда, а оставшийся кредитный лимит использовать вплоть до 60-летнего возраста для оплаты за дополнительное образование.

Интерес к формату стартового блока в системе высшего образования отчасти связан с падением интереса абитуриентов к поступлению в колледжи и университеты в последние годы. В 2023-м, по предварительным данным, зафиксировано наибольшее падение числа абитуриентов с 2012 года, когда была значительно повышена плата за обучение.

молодежь
© Devin Avery, unsplash.com

«Скептически настроенных выпускников школ возможность записаться на один год вместо трех может мотивировать к подаче заявления в вуз. Это дешевле и даёт возможность отложенного решения» – считает Мэри Кернок Кук.

Другая причина связана с инфантилизмом современных абитуриентов. Например, выпускникам английского бакалавриата был задан вопрос: как бы вы построили своё образование, если бы снова оказались перед выбором? Более 40% респондентов заявили, что предпочли бы другую специальность в своём университете, а возможно и другой вуз или отложили учёбу ради полноценной работы. То есть социология выявила у них насущную потребность «попробовать [тот или иной вуз или специальность], прежде чем купить». Правительство пошло навстречу.

Британскую вузовскую систему теперь неизбежно ждёт оптимизация механизма перезачёта пройденных дисциплин при смене учебного заведения. К тому же появляется необходимость пересмотреть отношение к практическим занятиям: в рамках HNC они были нацелены на подготовку скороспелого недоученного практика.

Похоже, что страна лучших университетских традиций будет вынуждена перенимать российский опыт. Концепция «ядра» высшего образования, уже реализуемая Санкт-Петербургским горным университетом императрицы Екатерины II в рамках федерального пилотного проекта, снимает противоречия, присущие HNC. Она предполагает унификацию базовых дисциплин для технарей или гуманитариев без учёта специализации в течение первых трёх семестров. По окончании этого периода студенту несложно будет продолжить образование в другом вузе или по другой специальности. При этом освоение «ядра» не предполагает выхода на рынок труда. Поэтому и практические навыки в российской версии увязываются в гармоничную систему, в финале которой получение полноценного производственного опыта по истечении 5,5 лет обучения.

Напомним, что к «пилоту» подключены 6 российских университетов. В случае успеха уже через пару лет Россия может получить вузовскую систему, отвечающую потребностям реальной экономики.

В июне 2023 года Вице-канцлер Университета Святой Марии в Твикенхеме Энтони Маккларан, возглавлявший ранее британскую службу качества и стандартов высшего образования, опубликовал доклад о необходимости использовать опыт Австралии в области государственного регулирования высшей школы. Его предложения получили поддержку. Россия, в отличие от Австралии на берегах Туманного Альбиона имеет статус «нерукопожатного» государства. Однако подсмотреть наши образовательные ноу-хау это, пожалуй, не помешает.

Сидней
Кембридж, Оксфорд – старые классические университеты Соединённого королевства – веками укрепляли свою автономию, но времена меняются. Инфляция уже 14 месяцев находится в пределах 9-10%, промышленное производство падает, ещё большими темпами сокращается загрузка предприятий новыми заказами. Страна в сложных условиях желает видеть вузы полезными для общества.