Перейти к основному содержанию

Решат ли коммерческие онлайн-курсы проблему дефицита кадров в промышленности?

роботы
© Simon Kadula, unsplash.com

Хороший футбольный защитник смотрит форварду в глаза, а не на мяч. Там – предвестие атаки. Схожим образом поступают и экономические аналитики: изменение уровня загрузки производственных мощностей они используют как барометр движения рыночной конъюнктуры. Сегодня в России этот показатель высок как никогда. Центробанк сообщает о рекордной 81% загрузке в целом по экономике. В обрабатывающей промышленности – более 75%. Опросы показывают, что директора заводов готовы увеличить загрузку до 85% и более, но мешает максимальный с 1996 года кадровый дефицит.

Первыми на потребность в трудовых ресурсах реагируют игроки сферы коммерческого онлайн-образования (EdTech). С начала 2023 года россияне потратили на покупку курсов на 53% больше, чем год назад (данные «Платформы ОФД»). Традиционно высок спрос в детском сегменте, но сегодня тон задаёт дополнительное профессиональное образование, и это отнюдь не только ускоренная подготовка программистов. Всё более популярны курсы по овладению профессиями в сфере обрабатывающей промышленности. Способно ли EdTech снять остроту кадрового дефицита, по крайней мере, пока идёт перенастройка вузовской системы?

онлайн конференция
© Chris Montgomery, unsplash.com

Одна из самых дефицитных сегодня университетских специальностей – инженер автоматизированных систем управления технологическим процессом (АСУ ТП). В 2021 году она была уже в ТОП-3 на рекрутинговых платформах. С тех пор актуальность только выросла. По оценке J'son & Partners Consulting, в 2023 году российский рынок АСУ составит 676 миллионов долларов США, а к 2025-му уже $926 миллионов.

Зарплата инженера с опытом внедрения на предприятии системы автоматизации с нуля в Москве начинается со 140 тысяч рублей в месяц, в регионах – от ₽85 000. Сайт «Работа в России» предлагает 2652 вакансии инженера АСУ, максимальное текущее предложение – 302400 рублей.

Профессия универсальная, поэтому в стране нашлось 185 вузов, имеющих подобные программы. Правда, количество бюджетных мест на них, даже в сугубо профильных университетах, невелико. Например, «Станкин», по данным портала «Поступи онлайн» предлагает 85 бюджетных мест по программе «Автоматизация техпроцессов и производств» и 50 мест в рамках программы «Управление в технических системах».

инженер АСУ
По данным компании HeadHunter, самыми востребованными специалистами, окончившими вузы в 2021 году, стали инженерно-технические кадры. Конечно, не все в равной степени. Какая профессия и почему на рынке труда котируется выше других?

Большинство технических вузов сходятся во мнении, что качественная подготовка инженера за 4 года бакалавриата невозможна. Оптимально – 5,5 лет. За это время у каждого студента набегает около 8 тысяч учебных часов, не считая летних практик.

Один из вполне солидных онлайн-курсов предлагают освоить все тонкости профессии за 13 месяцев. Занятия проводятся всего 2 раза в неделю в будни с 18 часов. Всего – 64 часа теории и 397 часов практики. Список осваиваемых программных продуктов включает 12 позиций. Дополнительными бонусами для участников программы, как утверждают её авторы, станут изучение английского языка и помощь с трудоустройством.

дистант
© pixabay.com

На вопрос о требованиях к стартовому образовательному уровню слушателя чат-бот выдал следующее: «На курсе мы обучаем специальности с нуля».

Действительно, на сайте программы «Форпост» не обнаружил ни одного упоминания о стартовых условиях. Нет даже отметки 18 плюс. Выходит, что любой желающий, без отрыва от своей, предположим, поварской практики, может за год научиться проектировать и настраивать АСУ, разрабатывать приложения для контроллеров SCADA (профессиональный софт) и контроллеров. Создать, по сути, современное безлюдное производство.

Нетрудно представить себе какое количество невостребованных на рынке труда людей может прельститься возможностью быстро и без отрыва от работы перейти в статус самого нужного в отечественной индустрии специалиста. Их уверенность в собственных силах подкреплена наличием в рамках онлайн-курса механизма возврата денег при сходе с дистанции.

Правда, вернуть могут не более 40% цены, то есть 36 из примерно 90 тысяч рублей. Это при условии, что вы не успели пройти более 10% занятий. Иначе сумма компенсации снижается. Если пройдено от 41% – «кэшбэка» не будет.

Коков портрет потенциального слушателя курса, если оставить за скобками совсем уже случайных людей? Остаётся человек средних лет с дипломом технического вуза без элементарных знаний программирования, но зато с опытом организации техпроцесса, правда, на неавтоматизированном машиностроительном производстве. Или, например, молодой, но не слишком квалифицированный айтишник, ищущий пути к стремительной карьере в реальном секторе. У первого при прохождении курса непременно возникнут проблемы с ИТ-дициплинами. Второму будет явно не хватать базовых инженерных знаний.

Возможно, они смогут до финала, получить заветное свидетельство о профессиональной переподготовке, но пригодятся ли такие люди на производстве? Заявленная помощь с трудоустройством, скорее всего, ограничится передачей выборки из общедоступных баз вакансий и экспресс-тренингом по прохождению собеседования.