Перейти к основному содержанию

Почему европейские университеты отказываются от участия в рейтинге THE

Утрехтский университет
© Bodi Raw, unsplash.com / Утрехтский университет

Британский журнал Times Higher Education (THE) в 2009 году прекратил сотрудничество с ведущим составителем университетских рейтингов, компанией Quacquarelli Symonds (QS) и занялся самостоятельным ранжированием вузов. С тех пор они дважды серьёзно пересматривали свою методологию. Последний раз – совсем недавно, при составлении списка 2024 года.

Авторы рейтинга THE более чем втрое увеличили количество респондентов для опроса по академической репутации вузов и ввели четыре новых сравнительных показателя по цитированию научных статей и патентам. Сместить QS с пьедестала всё равно не удалось. Более того, разразился нешуточный скандал – Утрехтский университет, один из старейших, самых престижных и крупнейших по количеству студентов в Нидерландах, не просто отказался подавать данные для THE, но и публично высказал свои претензии к влиятельному изданию.

Напомним, что 18-миллионная Голландия уверенно удерживает третье место после США и Великобритании по количеству индексируемых Scopus научных журналов. Когда из такой страны исходит заявление о «сомнительности данных и методов» рейтинга THE мировое академическое сообщество не может не прислушаться. Тем более что университет Утрехта за последний год улучшил свои позиции в THE (3-й среди голландских вузов и 66-й в мире). То есть его не заподозрить в субъективности из-за частных разногласий с журналом.

Утрехт
© Martin Woortman, unsplash.com

Набор параметров для сравнения университетов у QS и THE во многом схож: цитируемость, академическая репутация, исследовательская активность. Принципиальное отличие лишь в одном: в случае с QS методология предусматривает среди прочего учёт мнения работодателей. Опросные листы рассылаются HR-директорам компаний различных отраслей экономики с численностью персонала от 100 человек и выше. По весу этот показатель не преобладает в расчётах (10%), но, по крайней мере, влияет на них.

Вузовские рейтинги появились изначально для абитуриентов и их родителей, чтобы им проще было определиться с приоритетами при поступлении. Чем мотивирован будущий студент, выбирая вуз? Очевидно, что желанием получить знания, навыки и опыт, необходимые для наилучшего трудоустройства. Сегодня во многих странах мира, в том числе в России, высшее образование теряет очки по сравнению со средним профессиональным. Не в последнюю очередь из-за превращения в массовый образовательный продукт. Спрос начинает отставать от предложения.

В таких условиях неизбежно от многочисленной группы вузов среднего качества всё дальше отдаляется когорта лидеров. Как следствие, растёт разрыв в карьерных возможностях между выпускниками лучших вузов и «массовкой». Абитуриентом важно заранее понимать, к какой категории они примыкают. Оценка потенциала выпускников того или иного вуза на рынке труда становится основным критерием для сравнения. Тем не менее, такие влиятельные (пока ещё) университетские рейтинги, как THE, не принимают этот факт во внимание.

Карандаши
© Jess Bailey, unsplash.com

Президенту Владимиру Путину по итогам 26-го Международного Петербургского экономического форума пришлось дать правительству отдельное поручение о сближении интересов вузов и работодателей:

«обеспечить формирование национальных рейтингов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, предусмотрев оценку эффективности их деятельности по показателям, отражающим уровень трудоустройства выпускников, уровень их востребованности на рынке труда и уровень их заработной платы».

Подготовка такого рейтинга оказалась не самым простым делом. Поэтому Путин с трибуны расширенного заседания президиума Госсовета «О развитии рынка труда в РФ» 21 сентября обратился уже непосредственно к представителям образования:

«Я хотел бы, чтобы все коллеги услышали меня, особенно руководители наших вузов, колледжей, техникумов. Об эффективности вашей работы, уважаемые коллеги, в значительной степени будем судить по тому, насколько востребованы ваши выпускники отечественными предприятиями и организациями. Если при дефиците кадров в стране молодой человек не может найти работу, возникает целый ряд абсолютно закономерных вопросов: необходимы ли экономике те специалисты, те компетенции, которые вы готовите, и как сработали учебные заведения, его коллективы, насколько полно, качественно подготовлен к будущей работе выпускник?»

В идеале критерии рейтинга вузов должны учитывать интегральный эффект от выхода их выпускников на рынок труда в масштабах всей экономики. Не только долю трудоустройства по специальности и уровень заработных плат, но и генерацию ими добавочной стоимости, социальный эффект от их деятельности. К такому рейтингу Утрехтский университет, пожалуй, присоединился бы.