Перейти к основному содержанию

Как школьников готовят к осознанному труду с помощью настолок и аниматоров

зебра
© Ryoji Iwata, unsplash.com

«Главная тема родительского собрания в шестом классе – не опоздать с регистрацией на платформе «Билет в будущее», вопрос на контроле роно, остальное пока вторично» – так родители петербургского школьника обрисовали «Форпосту» ситуацию с его профориентацией.

В стране только 53% студентов университетов, колледжей и техникумов собираются трудиться по своей специальности (HeadHunter). Понятно, что ситуация нуждается в исправлении, и школа, судя по всему, уже засучила рукава.

Первое впечатление от профориентационной платформы можно выразить слоганом «Играй или проиграешь!». Она напоминает выведенные в онлайн анимационные пространства торгово-развлекательных центров, такие как КидБург. Там ребенку позволяется ходить в белом халате с игрушечным фонендоскопом или в блестящей каске – с пожарным рукавом. Правда проект Минпросвещения РФ «Билет в будущее» наверняка имеет под собой гораздо более обширную методологическую базу.

скрин Билет в будущее
© Скриншот, bvbinfo.ru

Чего стоит одна только методичка по построению системы профессиональной ориентации для 6-11 классов общеобразовательных школ, которую министерство разослало подведомственным учреждениям письмом от 17 августа 2023 года:

«По сути, речь идет о формировании у обучающихся специфического навыка – готовности и способности к самоусложнению (развиваться всю жизнь, учитывая происходящие изменения). В противовес тенденции к самоупрощению, ориентации на простые объяснения, неосознанному воспроизведению чужих сценариев, некритичному восприятию мифов, в том числе в сфере профориентации».

Развитие равно самоусложнению? Странный тезис. Он очевидно спорит с идеей философа Уильяма Оккама: «Не следует умножать сущности без необходимости». Выдающийся английский логик ещё в 14-м веке сформулировал принцип мышления, на котором основана, скажем, современная школьная алгебра: сложная задача решается через приведение математического выражения к лаконичной и ясной форме. Ничего общего такое упрощение не имеет со слепой верой в мифы или с бездумным следованием чужим сценариям.

математика
© Antoine Dautry, unsplash.com

Как не возникнуть диссонансу в детских головах, когда математик говорит: выявляй суть, упрощая. На следующем занятии (по профессиональной ориентации) он же, в качестве классного руководителя, вырабатывает у детей специфический «навык самоусложнения».

«Билет в будущее» имеет 32 условных зуба, по числу различных практических инициатив, лежащих в его основе. Вот навскидку одна из них, вполне здравая. Учитель музыки и одновременно замдиректора по воспитательной работе одной из школ Волгограда задумал превратить неиспользуемый участок пришкольной территории в парк-музей силами учеников и преподавателей. Процесс разбили на этапы (упростили) и оказалось, что он требует усилий специалистов самых разных областей: дизайнеров оборудования и ландшафта, флористов и садовников, электриков, историков и литературных редакторов.

Дети с удовольствием откликнулись, разбились по интересам и начали осваивать новые компетенции под руководством учителей-предметников – на пользу реальному общему делу. Как строители «Дома дружбы» из повести Эдуарда Успенского о крокодиле Гене – тут и тимбилдинг и профориентация.

скриншот Крокодил Гена
© Скриншот, мультфильм "Крокодил Гена" Романа Качанова, 1969 г.

К сожалению, подобные проекты являются скорее исключением. Их сложно масштабировать: кого-то отпугнёт якобы эксплуатация детского труда, других смутят сложности с бухгалтерскими проводками. Гораздо проще купить для школы, например, настольную игру «Хочу, могу и буду». С кубиком, полем и карточками – за 100 тысяч рублей.

В описании как раз присутствует искомая усложнённость:

«Трансформационная игра «Хочу, могу и буду» затрагивает онтологический уровень - закономерную взаимосвязь всех составляющих, формирующих индивидуальную картину мира: убеждений, привычек, страхов, опыта, воспоминаний и так далее. Игра позволяет «переместиться в другую картину мира», где нет ограничивающих рамок. Основное достоинство игры в том, что она предлагает практические действия по трансформации сознания».

Ученикам 128-й волгоградской школы повезло – они сделали красивый музей и многому научились в процессе работы. Другим же уготовано трансформировать собственное сознание, чтобы когда-нибудь потом, «не в этой жизни» взять счастливый билет.