Перейти к основному содержанию

Какой механизм поможет справиться с кадровым голодом Забайкалья

ректор ЗабГУ
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Итогом мартовского президентского совещания о проблемах дальневосточных городов стало, как известно, распоряжение Правительства РФ об утверждении комплексных планов развития Южно-Сахалинской, Улан-Уденской городских агломераций, Северобайкальска, Тынды и Читы. По столице Забайкальского края отдельным пунктом обозначено развитие образовательных и научно-исследовательских программ в сфере горного дела на базе Забайкальского государственного университета (ЗабГУ) в партнёрстве Санкт-Петербургским горным университетом императрицы Екатерины II.

Сегодня в Чите реализуется крупный проект возведения современного студенческого кампуса. Его ключевым резидентом станет созданный в прошлом году Евразийский научно-образовательный центр «Горная академия» на базе ЗабГУ. Главная цель – обеспечить потребности активно развивающейся горной отрасли края инженерными кадрами самой высокой квалификации.

Выход на качественно новый уровень инженерной подготовки ЗабГУ начинает с развития собственных преподавательских кадров. В понедельник, 13 ноября, 12 аспирантов вуза начали прохождение образовательной программы «История и философия науки» в Санкт-Петербургском горном университете. Старейший технический вуз России создал эту программу, как для развития собственного профессорско-преподавательского состава, так и в качестве сетевого проекта для дружественных вузов. Первыми партнёрами по программе стали технические вузы Донбасса. Сегодня – коллеги из другого горняцкого региона – Забайкалья. Кадровый дефицит там сегодня в масштабах России, пожалуй, наиболее ощутим.

аспиранты ЗабГУ
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Пользуясь случаем, «Форпост» взял интервью у ректора ЗабГУ Оксаны Мартыненко, которая возглавила читинскую делегацию в Петербурге.

– Оксана Олеговна, что представляет собой проект создания Горной академии ЗабГУ на текущем этапе?

- Юридически академия уже существует. Она объединила три наших ключевых факультета, которые занимаются подготовкой кадров для горной отрасли – 56 различных направлений и профилей подготовки. Созданы 3 новые научные лаборатории. Программа «Приоритет 2030» позволила обновить парк оборудования.

Весной этого года мы при поддержке губернатора края Александра Осипова сформировали Совет партнёров. В его состав вошли ведущие предприятия региона, такие как «Норникель» с его Быстринским горно-обогатительным комбинатом, «Удоканская медь», золотодобывающая компания «Хайленд Голд».

Работаем в тесном контакте с научно-техническими советами предприятий. Например, сверяем с ними исследовательскую повестку университетских лабораторий. Всё это необходимо для подготовки квалифицированных кадров в разных профессиях для удовлетворения потребностей горной отрасли в широком смысле.

- Какие инженеры нужны предприятиям региона: новые востребованные специальности, компетенции?

- Современное производство нуждается скорее не в изменении набора специальностей, он достаточно традиционен, а в освоении специалистами новых компетенций. Летом текущего года мы провели стратегическую сессию команды Горной академии с участием индустриальных партнёров, чтобы сформулировать перспективные требования к современному инженеру горной отрасли.

Безусловно, важна глубокая практическая подготовка. Предприятие не должно доучивать выпускника. Здесь мы опираемся на известную модель завод-вуз. Она предусматривает гораздо более тесное знакомство с производством, чем обычные летние практики. Студент часть времени проводит в аудиториях вуза, часть – на предприятии. Специфика работы горной отрасли состоит в том, что производственная площадка часто весьма отдалена от учебного заведения. Поэтому мы со следующего семестра запускаем специальную образовательную модель университет-ГОК (горно-обогатительный комбинат). Её специфика состоит в том, что студенты-практиканты, как и основной персонал горнодобывающих предприятий, выезжают на предприятие вахтовым методом.

Не менее важны хорошему инженеру и компетенции в области цифровых технологий. Речь тут может идти, скажем, о таких перспективных направлениях, как создание цифровых двойников технологических процессов.

Следующий компонент качественного инженерного образования – навыки в сфере автоматизации. В этом отношении у Забайкальского университета есть, например, интересный научный опыт в разработке отечественного контроллера для оптимизации энергоснабжения промышленных объектов.

Горнодобывающие предприятия также крайне заинтересованы в современных технологиях переработки отходов. Таких как хвосты, возникающие в результате обогащения полезных ископаемых, или отвалы.

Всё большее значение приобретают и софт-скиллз, так называемые гибкие навыки: умение работать в команде, адаптивность, ценностный взгляд на экономические вопросы.

Сформулировав потребность в ключевых компетенциях, мы начали вводить соответствующие модули в учебные планы, чтобы сформировать единое гармоничное пространство образования, науки и воспитания.

- Вы упомянули о разработках в сфере энергоэффективности. Забайкалье, как известно, один из самых солнечных регионов страны. Используется ли это климатическое преимущество?

- Краю действительно повезло с климатом. Особенно, если ещё раз вспомнить специфику горных предприятий: как правило, это отдалённые площадки, изолированные от сетей энергоснабжения. Для таких объектов солнечные батареи незаменимы, и мы активно работаем над их совершенствованием. В частности сегодня строится полигон для апробации автономной энергетической установки – солнечных коллекторов с покрытием из перовскита. Здесь мы работаем совместно с МИСИС, взяв на себя инжиниринг.

- Планы развития Забайкальского края предполагают увеличение валового регионального продукта к 2035 году на 200%. Естественно, рост будет сопровождаться созданием новых рабочих мест. Не столкнётся ли университет с дефицитом абитуриентов?

- Сегодня ЗабГУ закрывает около 50% потребности региона в кадрах для горной отрасли. Существует определённый рост количества бюджетных мест, но с учётом перспективы развития промышленности нам не справиться без повышения престижа инженерных профессий в глазах школьников.

В преддверии приёмной кампании 2023/24 учебного года в крае проведена огромная профориентационная работа. В результате не просто заполнены все 80 бюджетных мест для подготовки горных инженеров и ещё столько же у энергетиков, а сложился достаточно серьёзный конкурс на эти специальности среди абитуриентов.

Кадровая проблема, безусловно, стала основным сдерживающим фактором в развитии горных предприятий Дальнего Востока и Забайкальского края в частности. Чтобы её решать, требуется не только мотивировать абитуриентов, качественно готовить студентов, но и удерживать вузовских выпускников в крае. Подавляющее большинство из них трудоустраивается по специальности, но многие покидают Забайкалье ради интересных предложений от предприятий из других регионов. Решаем эту проблему совместно с индустриальными партнёрами.

абитуриенты ЗабГУ
© ЗабГУ

- Как повлияет на качество подготовки инженеров для Забайкалья сотрудничество с Горным университетом?

- Для обеспечения кадровой потребности растущей экономики края мы должны сами вырасти. Хотим учиться у лучших. Поэтому для нас не было альтернативы сотрудничеству с первым в стране техническим вузом, который к тому же единственный в РФ входит в топ-3 мирового предметного университетского рейтинга по своему профилю (рейтинг QS).

Для участия в программе «История и философия науки» мы отобрали группу из наших лучших аспирантов, и уже сегодня работаем над формированием у них устойчивой мотивации к работе на благо края. Что мотивирует в первую очередь? Интересные и творческие задачи в исследовательской и педагогической сферах, и конечно, материальный фактор.

Общение с учёными Горного катализирует исследовательскую активность наших аспирантов. В материальном плане помогают федеральные гранты и стипендиальные программы индустриальных партнёров. С такой поддержкой за несколько лет мы сможем повысить уровень профессорско-преподавательского состава и насытить кадрами растущую горную отрасль.

аспиранты ЗабГУ
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Читинские аспиранты в Петербурге в течение 2-х недель пройдут теоретический этап программы «История и философия науки». Затем, уже дома в контакте с научными руководителями они подготовят и защитят свои исследовательские работы.

Основную задачу программы на первой встрече со слушателями программы сформулировал ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко:

«Вы открываете дверь в науку, и должны чётко понимать, что вас ждёт за этой дверью. Программа даст представление о преемственности в науке, об исследовательской этике и методологии, о культуре публикационной деятельности. Вы должны научиться быть исследователями – на базе огромного опыта отечественных и зарубежных разработок внести собственный вклад в процесс генерации новых знаний, соотнося собственную научную работу с задачами государства».