Перейти к основному содержанию

Что это было? «Матильда»

Корреспондент «Форпоста» посмотрел нашумевший фильм Алексея Учителя и попытался понять, чем можно оскорбиться в новой картине режиссёра.

Не тот год назвали Годом российского кино. Вне официальных кабинетов и праздничных мероприятий отечественное кино стало реальной частью российского медиаполя.

На равных правах популярные блоггеры и простые пользователи в Сети обсуждали картину об отношениях врачей («Аритмия»), камерную драму о жизни еврейской общины в Чечне («Теснота») или третий фильм о нелёгкой жизни в России от Андрея Звягинцева («Нелюбовь»).

В отличие от других фильмов 2017 года, с «Матильдой» Алексея Учителя дела обстояли удивительным образом. Фильм, в котором Николай II страдает от любви к балерине Матильде Кшесинской и готовится взойти на престол, женившись на другой, не обладал провокационным содержанием. Но это только на первый взгляд.

Но за счёт ежедневной цитируемости в СМИ в течение года после радикальных заявлений, у множества простых россиян появился непреодолимый интерес посмотреть-таки, за что «Матильду» так невзлюбили в высших эшелонах власти. Источниками пересудов стали представители православных организаций и депутат Госдумы Наталья Поклонская.

Missing материал.

Парламентарию не понравился образ последнего русского императора, сыгранного в «Матильде» немецким актёром Ларсом Айдингером. По её мнению, он «оскорбляет чувства верующих».

Всей властью, доступной слуге народа, Поклонская пыталась остановить прокат фильма с помощью депутатских запросов во множество инстанций, в том числе в Министерство культуры РФ и Генпрокуратуру. Ничего противозаконного ни с финансовой, ни с производственной, ни с этической стороны фильма найдено не было, и «Матильда» получила прокатное удостоверение.

Информационное воздействие на будущих зрителей перешло к практическому применению. В петербургских строительных и детских магазинах стали появляться агитационные листовки против «Матильды», а в Москве подожгли два автомобиля у адвокатской коллегии, представляющей интересы режиссёра фильма, Алексея Учителя.

Листовки «За Матильду гореть», которые нашли у подожжённых автомобилей, обнаружили при обыске у лидера организации «Христианское государство» Александра Калинина. От имени этой организации также поступали угрозы в кинотеатры по всей стране, в том числе и в Петербурге. После таких сообщений, меры безопасности, применяемые к «Матильде» на период её проката в России, были увеличены.

В информационной шумихе пропал сам контекст разговора. Кинофильм, в котором, по мнению депутата Поклонской, «порноактёр» и «сатанист» Айдингер играет последнего российского императора, обёрнут в оболочку исторической костюмированной мелодрамы.

Пару немецкому артисту составила польская актриса Михалина Ольшанска, с пластикой и целеустремлённостью набоковской Лолиты привлекающей к себе внимание. Дополнительные оттенки добавляет дубляж её Кшесинской в исполнении Таисии Вилковой. Николая II озвучил российский актёр Максим Матвеев.

На своих местах и другие актёры: Евгений Миронов играет всклокоченного директора Императорских театров, Григорий Добрыгин в неожиданно тихом образе стал князем Андреем Владимировичем, а императора Александра III супергеройски показывает Сергей Гармаш.

Не стоит забывать, что «Матильду» на западном рынке рекламируют как телефильм из нескольких серий. Зная контекст, множество сюжетных линий персонажей выглядят крайне форсированными. За два часа экранного времени необходимо не только рассказать историю любви между наследником царского престола и балериной, но и погрузить зрителей в общий контекст ситуации.

Актёрский ансамбль «Матильды», который справляется с этой задачей, подобран прозорливее некуда. Дело не только в европейском «костяке» главных актёров, но и во внезапно актуальном второстепенном персонаже Данилы Козловского, поручике Воронцове.

Его вымышленный герой, «выросший» из одного из реальных поклонников Кшесинской, олицетворяет собой ту силу, которая намерена «уничтожить» не только балерину, но и сам фильм в реальной жизни. Неотёсанный и рычащий поручик готов «за Матильду» и сгореть, и в воде утонуть. Но при виде царя-батюшки, которого он грозился убить, Воронцов смиренно встаёт на колено.

Зная реальные исторические факты, которые заботливо напомнят о главных героях перед титрами, главным противником самой костюмированной драмы можно назвать разницу в её восприятии.

Тем, для кого вопросы веры действительно священны и табуированны, «Матильда» не должна быть интересна изначально.

Большое студийное кино, в котором даже эротические сцены сняты крайне целомудренно, не претендует на влиятельное историческое высказывание, в развлекательной форме рассказывая о непростом периоде российской истории. Хотя по мнению депутата Поклонской, фильм историю как раз-таки искажает. Истина в этой пока не закончившейся эпопее определится, когда «Матильда» придёт к зрителю.