Перейти к основному содержанию

Mining Technology (Великобритания): Как добывают алмазы на шельфе Намибии

Большая часть добычи алмазов ведется на суше, но в Намибии De Beers ищет их на дне океана при помощи гигантских судов. Хейди Велла из Mining Technology оценила масштабы работ и перспективы применяемых технологий.

В прибрежных водах на юго-западе Намибии пять специализированных судов добывают алмазы, вымытые в Атлантический океан Оранжевой рекой. Компания «Debmarine Namibia», в равных долях принадлежащая правительству страны и De Beers, получила соответствующую лицензию ещё в 2002 году. С тех пор, работая на относительном мелководье, она добыла около пяти миллионов карат.

Для сравнения – De Beers в целом произвёл в 2017 году 33,45 млн карат. Эта компания вплоть до конца 70-х годов прошлого века была безусловным лидером на мировом рынке продаж драгоценных камней. Но появление новых стран-производителей, таких как СССР, Канада и Австралия, падение режима апартеида, а также развитие антимонопольного законодательства привели к снижению её доли в глобальной торговле с 90% в 1980 году до 38%.

Сегодня она конкурирует с «Алросой» и Rio Tinto. На три эти компании приходится примерно 70% всех добытых в мире алмазов. В первую пятёрку государств, доминирующих по объёмам их производства, входят Ботсвана, Россия, Канада, ЮАР и Ангола. Намибия находится в топ-10 ведущих производителей мира и славится высоким качеством своих драгоценных камней. А доходы от их экспорта составляют значительную часть бюджета страны.

Проблема заключается в том, что, по прогнозам, месторождения на суше там будут полностью исчерпаны в течение ближайших 15 лет. Именно поэтому правительство Намибии уже давно делает ставку на развитие морской добычи.

Missing материал.

Алмазы были впервые обнаружены в прибрежных водах этой страны в 1960-х годах. С тех пор местные производители добыли около 95 миллионов карат. Идея искать драгоценные камни на дне появилась у нефтепромышленника из Техаса Сэмми Коллинза, когда он прокладывал трубопровод для транспортировки топлива. В ходе работ предприниматель нашёл 45 алмазов. А в течение следующих 9 лет его компания подняла с 20-метровой глубины 1,5 млн карат.

Вплоть до 90-х годов добыча велась при помощи оборудования, которое напоминало большие пылесосы и по сравнению с нынешними технологиями было не слишком эффективным. Всё изменилось после того как «Debmarine Namibia» приобрела огромное судно Dock Express и перепрофилировало его под драгу, превратив в полностью автоматизированное предприятие. 16-тонный корабль, переименованный сегодня в Mafuta, до сих пор на плаву. Он способен работать в шторм (вполне обычное для этого региона явление) и искать алмазы на глубинах свыше 150 метров.

Развитию отрасли поспособствовало и внедрение инноваций для поиска наиболее перспективных с точки зрения добычи районов. Морское дно сейчас сканируется при помощи беспилотных и дистанционно управляемых аппаратов, оснащенных технологией геофизического картирования. Затем специалисты интерпретируют полученные данные и выносят вердикт о потенциальных запасах той или иной части дна. По словам руководства компании, это позволяет «обеспечивать доставку выявленных алмазов на поверхность наиболее безопасным, устойчивым и экономически целесообразным способом».

Четыре из пяти работающих у берегов государства судов используют для добычи пневматическую дрель с диаметром сверла 6,8 метра, а Mafuta – 280-тонный гусеничный экскаватор, передвигающийся по морскому дну. Каждый час по гигантской трубе на корабль поднимается до 60 тонн осадка. Все найденные в нём алмазы запечатываются в небольшие контейнеры со штрих-кодом и три раза в неделю доставляются вертолетом в хранилища на берегу. А пустая порода отправляется обратно в воду.

алмазы Намибия
© debmarinenamibia.com

В прошлом году De Beers вложил в модернизацию своего оборудования и закупку новой техники очень большие деньги. Так, в ноябре норвежский Kleven Verft AS получил от этой корпорации заказ на строительство к 2021 году нового корабля стоимостью 142 млн долларов. Он станет крупнейшим алмазодобывающим судном в мире. Кроме того было подписано соглашение с Wärtsilä - одним из лидеров в области создания адаптированных технологий для освоения шельфа. Документ предусматривает замену генераторных установок на кораблях Grand Banks и Debmar Atlantic и модернизацию системы управления двигателем на Mafuta.

В нынешнем году «Debmarine» представила общественности новое судно SS Nujoma, предназначенное для глубоководной разведки алмазов и отбора проб, стоимостью 157 млн долларов. Оно было названо в честь первого президента Намибии Сэмюэля Нуйомы. Несмотря на преклонный возраст, тот посетил церемонию спуска корабля в июне и заявил, что видит «будущее морской добычи алмазов и Намибии».

Поставить этот постулат под сомнение пытаются экологи, обеспокоенные тем, что человечество не обладает достаточными знаниями о последствиях разработки морского дна.

«Мы беспокоимся, что процесс добычи нанесёт непоправимый вред окружающей среде и экосистеме, прежде чем мы будем обладать такими знаниями», - приводит Mining Technology слова адвоката Центра биологического разнообразия Эмилии Джефферс.

Missing материал.

В «Debmarine Namibia» утверждают, что восстановление морской среды в районах добычи алмазов происходит естественным образом, а их повторная колонизация и рекуперация осуществляются сразу же после прекращения работ.

С момента начала производства в 2002 году, «Debmarine» освоила лишь 2% от площади лицензионного участка. Поэтому можно утверждать, что, несмотря на протесты экологов, добыча в океане, рядом с устьем Оранжевой реки продолжится. А темпы развития отрасли возрастут за счёт разработки новых залежей алмазов на шельфе. Например, у побережья Папуа-Новой Гвинеи, где в ближайшие несколько лет начнёт свою деятельность компания Nautilus Minerals.

Материал «Giant mining vessels: how high-quality gems are exploited from the sea» опубликован на портале Mining Technology