Перейти к основному содержанию

Владимир Литвиненко: Арктике нужен тринадцатый «майский» Указ Президента

В среду, 27 февраля, Президент России Владимир Путин провёл совещание с членами правительства, основной темой которого стало развитие Арктики. А накануне он подписал указ о передаче Министерству по развитию Дальнего Востока дополнительных функций, касающихся освоения Крайнего Севера. В связи с этим оно было переименовано в Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Только по приблизительным подсчётам экспертов за Полярным кругом сосредоточено более 30% мировых запасов природного газа и около 13% запасов нефти. Объёмы полезных ископаемых в уже разведанных месторождениях потрясают своими масштабами. Причём, речь идёт не только об углеводородах, но также золоте, алмазах, редкоземельных металлах и многих других.

Долгое время Арктику использовали лишь для промысловой добычи рыбы. Всерьёз задумываться над фундаментальными для экономического развития страны проектами, мешал суровый климат и отсутствие технологий, способных работать в таких условиях. Для того, чтобы скоординировать усилия, направленные на развитие региона, были созданы сразу несколько соответствующих структур - рабочая группа, которая попыталась объединить все профильные ведомства и участников развития Северного морского пути, а также государственная комиссия по Арктике.

Однако, по мнению экспертов, они так и не добились поставленных целей. То есть не разработали ни федеральную программу, ни отраслевые стратегии, ни генеральные схемы развития, которые обеспечили бы в будущем реализацию государственной политики РФ в Арктике. Есть опасения, что и новое министерство, на уточнение полномочий которого Владимир Путин отвёл Правительству три месяца, окажется столь же неэффективным. Тем более, что аналогия прослеживается сама собой – в 2017 году Георгий Полтавченко ввёл должность вице-губернатора Петербурга по вопросам экологической безопасности, окружающей среды и Арктики, назначив на неё Михаила Кучерявого. Его деятельность осталась никем незамеченной. Так же как и отставка, свершившаяся в феврале 2019-го.

Missing материал.

Тем не менее, перемены назрели. Ведь создание новых производств на Крайнем Севере сегодня по большей части базируется на личных поручениях Владимира Путина, отдельных тематических распоряжениях Правительства и корпоративной политике «НОВАТЭКа», который выступает в роли главного катализатора освоения Заполярья.

На Ямале компания уже запустила три линии сжижения газа суммарной производительностью 16,5 млн. тонн. Продолжается реализация новых проектов, которые обеспечат производство СПГ в объеме до 70 млн тонн в год к 2030 году. Началось строительство Кольской верфи – первого в мире комплекса по промышленному строительству заводов, производящих сжиженный газ, на гравитационных основаниях. В планах - создание двух перевалочных баз мощностью до 20 млн тонн в год каждая в районе Мурманска и Петропавловска-на-Камчатке. Они обеспечат доступ европейским и азиатским покупателям к реальным физическим объемам СПГ. При этом транспортное плечо до потребителей сократится до трёх суток.

Проблема в том, что, несмотря на поддержку руководства страны в части СПГ-проектов, реализуемых ПАО «НОВАТЭК», корпоративный прорыв этой компании в СПГ-сегменте не привёл к повышению эффективности межотраслевого взаимодействия. Принимаемые относительно развития Арктики решения носят половинчатый, а зачастую и противоречивый характер, плохо скоординированы по целям, срокам и масштабам. В первую очередь это касается создания ледокольного флота, технологий, нормативной базы.

«Единого организующего документа, например, Указа Президента России, который определил бы целевые показатели по удвоению объёмов экспорта газа за счёт производства СПГ (140-150 млн тонн в год), мощность и сроки создания необходимого ледокольного и танкерного (газовозы – ред.) флотов, сроки разработки и передачи в промышленное освоение российской технологии крупнотоннажного сжижения, не существует», - говорит ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко.

Missing материал.

Специалисты университета и сторонние эксперты провели под его руководством работы по детальному анализу перспектив международного рынка СПГ. Они стали частью системного исследования, посвящённого энергетическому укладу будущего. Выводы оказались однозначны - уникальное географическое положение Ямала и Гыдана относительно Атлантического и Тихоокеанского рынков сбыта и не менее уникальная ресурсная база России, а также успешный опыт ПАО «НОВАТЭК» могут позволить довести производство сжиженного газа в нашей стране до 140-150 млн тонн в год.

При этом прогнозы спроса на СПГ в мире (соответственно и количество заявляемых проектов производства) стремительно и регулярно меняются в сторону увеличения (диапазон сегодняшних прогнозов - 460-700 млн тонн в год). Причём не только за счёт азиатских, но и европейских потребителей. Старый Свет, теряя свой потенциал добычи углеводородов, постоянно наращивает мощность регазификационных терминалов. Она уже превышает 150 млн тонн в год, хотя реально в ЕС поставляется лишь четверть от этой цифры. С учётом строящихся и проектируемых объектов к 2024 году потенциальный объём импорта сжиженного газа может увеличиться до 200 млн тонн. А к 2030-му – ещё в полтора раза.

«Данная тенденция однозначно свидетельствует об ошибочности мнения о так называемой конкуренции российского сетевого газа и российского СПГ в Европе. Реальная конкуренция имеет отношение только к структуре поставок газа. В сегменте СПГ основная конкуренция развернётся между Ближним Востоком, Африкой и Россией, а также политически ангажированным четвертым игроком – США. При этом совершенно очевидно, что после реализации «Северного потока-2» и «Турецкого потока» возможности увеличения объёма наших поставок сетевого газа в Европу по геополитическим мотивам будут исчерпаны. Поэтому единственно возможный вариант сохранения и наращивания доли российского газа на рынках Европы и мира – это увеличение экспорта СПГ», - уверен Владимир Литвиненко.

По его мнению, для того, чтобы это стало реальностью необходимо создать единую структуру, которая обладала бы всеми необходимыми полномочиями, а также чётко обозначить приоритеты развития Арктики. Это позволит наиболее эффективно использовать уникальный ресурсный потенциал Заполярья и обеспечит плацдарм для создания заводов, производящих необходимые объёмы газа.

А вот что конкретно предлагает ректор Санкт-Петербургского горного университета:

  • В идеале - закрепить в так называемом «майском», тринадцатом по счёту Указе Президента РФ основные цели, показатели и сроки, обеспечивающие переход Северного морского пути в круглогодичный режим работы в восточном направлении, уровни производств СПГ (140-150 млн. тонн в год), сроки, мощности и спецификацию создаваемого флота, российских технологий крупнотоннажного сжижения, локализации критически важного для производства СПГ оборудования, разработки и реализации Программ геологоразведочных работ и лицензирования в зоне влияния СМП.
Missing материал.
  • Разработать и утвердить Государственную Программу развития СМП, российского СПГ-сегмента, пространственного развития северных регионов, входящих в Арктическую зону, исходя из целевых показателей, определённых Указом Президента РФ.
  • Определить орган в исполнительной власти РФ (Консорциум всех участников, ответственных за работу в Арктике), отвечающий за разработку Национального проекта (Государственной программы) «Арктика». Он должен создать условия для межотраслевой координации и синхронизации всех действующих и потенциальных участников проекта, обеспечивающих создание на территории Ямала-Гыдана и прилегающей к суше части шельфа Карского моря масштабного российского СПГ – сегмента (до 140-150 млн. тонн в год).
  • Закрепить на территории Ямала-Гыдана и прилегающей к суше части шельфа Карского моря все участки недр федерального значения, содержащие разведанные неразрабатываемые запасы и потенциальные ресурсы газа в их пределах, в качестве ресурсной базы российского СПГ-сегмента.
  • Создать на базе терминалов в Мурманске и на Камчатке независимые торговые площадки, обеспеченные физически реальными объемами СПГ в качестве хабов в зоне Тихого Океана и Атлантического бассейна.
  • Рассмотреть вопрос целесообразности придания статуса Национального объединенному проекту развития СМП, создания российского СПГ-сегмента и пространственного развития северных регионов, входящих в Арктическую зону (Национальный проект «Арктика»).