Перейти к основному содержанию

Почему ужесточение экологических норм для автомобилей сделало палладий дороже золота

палладий
© Форпост Северо-Запад

Цена на палладий бьёт исторические рекорды. Она уже превысила 2 тысячи 100 долларов за тройскую унцию и, по прогнозам ряда экспертов, может продолжить свой триумфальный подъём. «Форпост» решил выяснить, кто надувает этот финансовый пузырь, когда он лопнет и к чему это приведёт.

Спрос на металл платиновой группы продолжает расти из-за того, что в Европе и Китае вводятся всё более и более жёсткие экологические стандарты для автомобилей с бензиновыми двигателями. Дело в том, что палладий необходим для производства катализаторов, снижающих токсичность выхлопных газов. И чем строже требования властей к выбросам, тем больше его требуется для каждой машины, а значит и для всего глобального автопарка в целом.

Британская химическая компания Johnson Matthey отмечает, что спрос на палладий повысился с 9,3 млн унций в 2016 году до 10,1 млн в 2018-м. Этот рост был спровоцирован автомобильной промышленностью, потребность которой увеличилась с 7,9 до 8,6 млн унций. А вот использование металла в электронике, ювелирном деле, а также при производстве медицинских инструментов, напротив, несколько снизилось из-за слишком высоких цен.

С конца 2015 года они увечились почти в четыре раза (на золото – в полтора) в связи с тем, что предложение профильных компаний никак не может поспеть за требованиями рынка, что и неудивительно. Никто раньше не строил шахты специально для того, чтобы получать палладий – он всегда считался побочным продуктом добычи платины. А она-то как раз в последнее время сильно подешевела, что не позволило корпорациям из ЮАР поднять свои производственные показатели. В 2018 году они остались на прежнем уровне – 2,5 млн унций.

Missing материал.

В связи с этим Россия вновь вышла на первое место в мире по добыче палладия - 2,7 миллиона унций или 84,9 тонны. Это 40% мировых поставок, которые обеспечивает единственная профильная в нашей стране компания – «Норильский никель» (для сравнения: доля на рынке южноамериканских Anglo Platinum и Impala Platinum – 24 и 13% соответственно). Акции этого горнорудного гиганта постоянно растут – за последние пять лет их стоимость поднялась почти в 2,5 раза и в середине января пробила психологически значимую отметку 20 тысяч рублей. Одна из причин такого положения дел - именно высокий спрос на дефицитный металл.

Его нехватка могла бы ощущаться ещё острее, если бы не вторичная переработка. В 2018 году из старых катализаторов было извлечено чуть более 3 млн унций палладия, на 20% больше, чем в 2016-м. Отчасти это позволило сбалансировать спрос и предложение, но рост биржевых цен говорит о том, что инвесторы не слишком сильно верят в стабилизацию рынка. Правы ли они?

С одной стороны, нет никаких сомнений в том, что потребность в палладии продолжит увеличиваться. Ведь продажи электрокаров, для изготовления которых он не нужен, повышаются не столь быстрыми темпами, чтобы сократить выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания или гибридов. С другой – рост потребности в металле привёл к тому, что сразу несколько горнодобывающих компаний заявили о своём намерении заняться его добычей. Причём, некоторые из них уже получили соответствующие разрешения и готовятся начать эксплуатацию недр.

Missing материал.

Например, канадская Ivanhoe провела технико-экономическую оценку целесообразности работ на руднике Платриф в Южной Африке и сообщила, что нацелена на производство 219 тысяч унций в год. Американская PGМ, в свою очередь, заявила, что запасы её шахты Уотерберг превышают 19,5 млн унций, а ежегодная добыча там должна составить порядка 420 тысяч. Эти планы вполне реальны, учитывая, что финансовую поддержку проекту оказывают промышленные тяжеловесы Implats и JOGMEC.

Хватит ли новых мощностей для того, чтобы удовлетворить спрос, учитывая, что он растёт на 3-8% в год, и в среднесрочной перспективе эта тенденция вряд ли изменится?

«Месторождения с преобладанием палладия очень редки. А число платиновых рудников, где он добывается в качестве побочного продукта, сокращается. Поэтому, несмотря на рост цен, предложение на рынке ещё долгое время не сможет превысить спрос. Этот тренд будет актуален в ближайшие десять лет», - приводит портал Мining-Тechnology слова генерального директора PGM Майкла Джонса.

Впрочем, вполне возможно, что ситуация будет развиваться по сценарию, схожему с тем, что был написан для другого металла - лития. Ещё два-три года назад аналитики утверждали, что из-за EV-революции его потребление будет расти опережающими темпами. Стоимость карбоната лития тогда била рекорд за рекордом, и это заставило ряд горных компаний вложить значительные средства в разработку новых месторождений. Но начало их эксплуатации привело к переизбытку элемента на рынке и значительному падению цен.

Missing материал.

Автомобилестроительные предприятия ждут, что палладий повторит судьбу лития и это позволит им снизить свои издержки. Ведь затраты на производство катализаторов сегодня растут не только из-за динамики биржевых цен. Дело в том, что для производства гибридных автомобилей, требуется больше металла, чем для обычных, поскольку первые не имеют возможности прогреть катализаторы перед стартом для повышения эффективности поглощения выхлопных газов. В то же время количество гибридов на дорогах постоянно растёт. По прогнозам ряда экспертов, в число которых входит и Майкл Джонс, уже в ближайшем будущем их доля в глобальном автопарке возрастёт до 20% и это станет ещё одной причиной дальнейшего повышения стоимости палладия.