Перейти к основному содержанию

Литвиненко прокомментировал заявление Путина о необходимости создать национальный рейтинг вузов

Путин и Литвиненко
© Форпост Северо-Запад

России нужны собственные, национальные рейтинги университетов, поскольку международные представляют собой инструмент конкурентной борьбы на рынке образования. Такое заявление сделал Президент России Владимир Путин в ходе встречи с членами Общественной палаты.

Как сообщает «РИА Новости», он также отметил, что вопрос продвижения национальных рейтингов высших учебных заведений в последнее время постоянно обсуждается с Советом ректоров, специалистами в области образования и учёными.

«Для меня абсолютно очевидно, что все международные рейтинги - это такой инструмент конкурентной борьбы на рынке труда, на рынке образования, поэтому нам нужны, конечно, национальные рейтинги, нам нужны свои площадки», - заявил Владимир Путин.

«Форпост» обратился за комментарием к ректору Санкт-Петербургского горного университета Владимиру Литвиненко, который назвал предложение Президента «абсолютно своевременным», поскольку «потребность в появлении национального рейтинга вузов, конечно же, назрела».

«Для того чтобы в этом убедиться достаточно зайти в интернет и посмотреть, какое количество структур, имеющих весьма опосредованное отношение к высшему образованию, пытается ранжировать вузы по своему усмотрению. Так они повышают узнаваемость своих сайтов или страниц в соцсетях, привлекают внимание аудитории и рекламодателей. Молодёжь, особенно сейчас, во время приёмной кампании, зачастую ориентируется на эти рейтинги, воспринимая их как некую объективную информацию. Но в большинстве случае это всего лишь частное мнение владельцев ресурса. Оно не опирается на конкретные цифровые индикаторы и, по сути, вводит читателя в заблуждение», - подчеркнул Литвиненко.

Литвиненко
© Форпост Северо-Запад

По его мнению, попытки отечественных университетов улучшить свои позиции в международных глобальных рейтингах зачастую носят формальный характер. Например, участники программы «5-100», которым правительство долгие годы выделяло дополнительное финансирование для того, чтобы они вошли в первую сотню наиболее престижных чартов QS, THE и ARWU, так и не достигли заявленной цели. Они сумели незначительно подняться в рейтингах, но лишь за счёт показателя «соотношение числа преподавателей и студентов», который не является критически важным. В то же время их авторитет в научном сообществе и среди работодателей остался на прежнем, не слишком высоком уровне, что и отразил последний рейтинг Quacquarelli Symonds.

«Создание национального рейтинга должно позволить нам уйти от формализма и серьёзно повысить имидж отечественной высшей школы на международной арене. Именно он позволит определить лидеров в конкретных направлениях обучения и повысить их узнаваемость за рубежом. Главное, чтобы в его основе лежали понятные всем цифровые индикаторы оценки высших учебных заведений, отображающие уровень образовательной, научной и социальной среды. Прозрачность этого процесса, безусловно, станет важнейшим стимулом к работе на развитие», - говорит ректор Горного университета.

Владимир Литвиненко считает, что разработка критериев, которые станут фундаментом национального рейтинга, должна вестись на основе наиболее удачных примеров, существующих в международной практике. Например, в самом авторитетном рейтинге ФРГ 37 номинаций, и в каждой из них вузы разделены на три группы - высшую, среднюю и базовую. Градация по направлениям обучения, как полагают немцы, актуальна потому, что самого лучшего университета не может быть в принципе. У каждого из них есть свой профиль, своя сильная или, напротив, слабая кафедра.

«В прошлом году Министерство науки и высшего образования сделало первый шаг к появлению национального рейтинга: разделило отечественные вузы на три категории. То есть заложило основу для создания конкурентной среды, без которой невозможен прогресс. Другое дело, ректорскому сообществу никто не объяснил, на основании каких критериев была проведена эта работа. Многие университеты, попавшие, допустим, в третью группу, не поняли, какие конкретно показатели повлияли на итоговый результат. Не знают они и о том, когда может произойти пересмотр принятого решения. А значит, скорее всего, не смогут исправить возможные недочёты и повысить свой статус в будущем», - отметил Литвиненко.

Напомним, что Санкт-Петербургский горный университет на протяжении четырёх лет подряд входит в число двадцати лучших вузов мира согласно предметному рейтингу британского агентства QS. Это лучший результат в России. По мнению большинства экспертов, именно предметные, а не глобальные рейтинги являются наиболее наглядной демонстрацией качества выпускников. Они гораздо лучше позволяют понять, насколько хорош вуз в конкретной специализации, то есть в обучении будущих медиков, экономистов, инженеров, работников культуры и так далее.