Перейти к основному содержанию

Ветроэнергетику назвали в США «непредвиденным экологическим кошмаром»

В Соединённых Штатах вспомнили о том, что срок эксплуатации десятков тысяч стареющих ветрогенераторов, установленных на территории страны в начале нулевых годов, подходит к концу. А технологии их утилизации так и не внедрены в промышленное производство, поскольку обладают рядом существенных недостатков. В итоге большая часть этого металлолома, скорее всего, окажется на свалках или же останется стоять на своих местах, придавая пейзажу оттенок апокалиптичности.

К основным недостаткам ветроэлектрических установок, помимо их высокой стоимости, относят истребление птиц и летучих мышей, особенно в периоды их миграции, а также негативное влияние на человеческий организм. Из-за низкочастотных шумов, издаваемых турбинами, люди, которые живут рядом с ними, в ряде случаев жалуются на повышенную утомляемость, головные боли и даже нарушения сна.

О трудностях, связанных с переработкой «зелёных» источников энергии, известно гораздо меньше, более того, подавляющее большинство граждан уверено в том, что их вовсе не существует. Однако это не так. Около 85% деталей турбины, включая сталь, зубчатые передачи, медную проволоку и электронику, действительно могут идти в утиль и использоваться затем как вторичное сырьё. А вот проделать то же самое с лопастями, то есть «крыльями» генератора, скорость которых при эксплуатации может достигать 250 километров в час, практически нереально.

Для того чтобы лопатки выдерживали сверхвысокие нагрузки, возрастающие при неблагоприятных погодных условиях, их изготовляют из волокнисто-полимерного композита. Этот материал не разлагается в естественной среде и практически не поддаётся обработке, а потому после окончания срока службы попадает на свалки или в землю, где и доживает свой век в ожидании инноваций, которые позволят изменить положение дел.

Missing материал.

Осознать масштаб проблемы можно лишь в том случае, если вспомнить о размерах лопастей. Среди них есть и такие, рядом с которыми огромный Boeing 747 будет выглядеть, как малютка. Так, в 2018 году компания Vestas Offshore Wind испытала гигантскую турбину V164, показавшую устойчивую мощность в 10 мегаватт. Достичь очередного рекорда удалось за счёт 80-метровых лопаток, весом 35 тонн каждая.

Как известно, совершенству нет предела. А потому Renewable Energy готовит к реализации новый проект Haliade-X 12 МВт. Этот монстр будет возвышаться над уровнем моря на 260 метров, а длина его «крыльев» составит 107 метров. Когда-нибудь их придётся резать на более мелкие куски алмазной промышленной пилой, чтобы отвезти на свалку. Но пока об этом в США предпочитают не думать, точно так же, как и о том, что с каждым годом число отслуживших своё ветрогенераторов будет увеличиваться, причём рост окажется лавинообразным.

В 2000 году в Соединённых Штатах работало лишь около ста ветропарков, мощность которых немногим превышала 2,5 ГВт. А уже через два года эта цифра стала в полтора раза больше. Учитывая, что средняя продолжительность жизни турбины – 20-25 лет, в самое ближайшее время в Америке одновременно перестанет крутиться невиданное ранее количество лопастей. И их нужно будет куда-то пристроить. Но куда? Руководители немногочисленных муниципальных и коммерческих свалок, которые принимают лопатки в Айове, Южной Дакоте и Вайоминге, уже заявили, что не потянут такие объёмы.

Missing материал.

«Ветроэнергетика теперь представляет собой непредвиденный экологический кошмар: срок жизни сотен тысяч стареющих лопастей ветряных турбин подходит к концу, и большинство из них окажутся на свалках», - предупреждает соотечественников Алекс Кимани из Оilprice.com.

Возможно, выходом из ситуации станет развитие стартапа, предложенного компанией Global Fibreglass Solutions. Его суть заключается в применении сверхвысоких температур, трансформирующих исходный материал в волокна. На втором этапе переработки они могут быть спрессованы в плиты и превращены, например, в напольные покрытия. По словам разработчиков, таким способом можно утилизировать 99,9% стандартной лопатки, а мощности одного завода хватит на то, чтобы переработать от 6 до 7 тысяч лопастей в год. Однако это лишь теория, а жители тех регионов мира, где в общем объёме генерации велика доля ветра, нуждаются в практическом воплощении подобного рода идей. Причём, как можно скорее.

Согласно последнему отчёту американской Ассоциации ветроэнергетики (AWEA), общая установленная мощность отрасли в США достигла к концу 2019 года 105,6 ГВт, что составляет около 9% от общего объёма генерации в стране и сопоставимо с долей АЭС. Естественно, это далеко не предел, ведь большинство аналитиков прочат возобновляемым источникам в целом и ветрогенераторам в частности, исключительно безоблачные перспективы.

Missing материал.

Так, согласно прогнозам МЭА, к 2040 году оффшорная ветроэнергетика превратится в отрасль стоимостью 1 трлн долларов. Ряд экспертов высказывает мнение, что уже через десять лет 20% всей мировой электроэнергии будет вырабатываться именно благодаря ветроэлетрическим установкам. Это приведет к созданию 2,4 миллионов новых рабочих мест и снижению выбросов CO2 более чем на 3,3 миллиарда тонн.

Реализация этих перспектив во многом зависит от того, сумеют ли профильные компании внедрить в производство эффективные технологии утилизации лопастей. В противном случае, ветроэнергетика вполне может повторить судьбу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. В начале ХХ века их воспринимали как спасителей экологического благополучия крупных городов, поскольку они избавили мегаполисы от одной из наиболее острых проблем того времени – необходимости утилизировать огромные объёмы конского навоза, которые ежегодно возрастали. Спустя столетие об этом статусе уже никто не вспоминает.