Перейти к основному содержанию

Эксперты назвали требования рынка труда к современному инженеру

Согласно опросам лишь 15% россиян готовы после окончания университета получать дополнительные компетенции. Остальные считают, что пополнять багаж знаний и навыков следует лишь в случае крайней необходимости, например, при поступлении на новую работу или повышения в должности. В то же время темпы технологического прогресса сегодня столь велики, что, по мнению большинства аналитиков, рассчитывать на успешную карьеру может лишь тот, кто обучается на протяжении всей своей жизни. Причём делает это абсолютно сознательно, на добровольных началах, а не «из-под палки».

В США и ЕС эту аксиому осознали уже давно. Именно поэтому около половины американцев и европейцев периодически проходят курсы повышения квалификации, где черпают информацию, недоступную в пору их студенчества. Непрерывное образование для них – это основополагающий принцип профессиональной состоятельности, без которого попросту невозможно представить развитие специалиста, где бы тот ни работал.

Нет сомнений в том, что увеличение КПД производства в нашей стране зависит не только от технического перевооружения предприятий, но и от пересмотра отношения их сотрудников к необходимости постоянно совершенствовать свои компетенции. Об этом говорили ведущие эксперты образовательного и бизнес-сообщества, которые приняли участие в дискуссии «Ключевые вызовы развития инженерно-технической экспертизы для индустриальных компаний». Она была приурочена к открытию Центра развития инженерно-технической экспертизы СИБУРИНТЕХ.

Фурсенко
© Форпост Северо-Запад

«Рассчитывать на то, что один раз нас научили, и мы после этого постоянно будем выдавать максимальный результат, попросту смешно. Но проблема в консерватизме, в отсутствии привычки получать образование на протяжении всей жизни. Её, конечно, необходимо вырабатывать. Мотивировать себя и окружающих, делать обучение интересным. Только в этом случае каждый человек поймёт, что уже завтра ему действительно могут понадобиться какие-то новые знания», - задал тон дискуссии помощник президента РФ Андрей Фурсенко.

По его мнению, отечественная система образования нуждается в принципиальных изменениях. Ведь, несмотря на то, что разговоры о реформах всех страшно раздражают, это требование времени. О том, какой может быть эта трансформация, участникам встречи рассказал ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко. Он акцентировал внимание аудитории на том, что в условиях стремительно меняющегося научно-технологического уклада ценность диплома, как такового постепенно снижается. И для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда нынешние выпускники должны обладать дополнительными компетенциями – уверенно владеть иностранным языком, понимать экономику производства, уметь пользоваться профильными компьютерными программами и так далее. Задача современного вуза – предоставить своим студентам возможность получить примерно 12 подобных компетенций.

Литвиненко
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Для того чтобы обеспечить нашу экономику и, в частности, минерально-сырьевой комплекс квалифицированными кадрами требуется горизонтальное объединение специализированных вузов, как внутри страны, так и в рамках международной кооперации. Это позволит гарантировать равноправный доступ для всех высших учебных заведений к уникальному научному оборудованию и учебной инфраструктуре, повысит уровень интеграции с бизнесом, создаст условия для профессионального развития талантливой молодёжи во всей стране», - подчеркнул Владимир Литвиненко.

Он напомнил о том, что во второй половине октября министр науки и высшего образования Валерий Фальков подписал распоряжение о создании консорциума университетов «Недра». На первом этапе в него вошло 14 технических вузов, которые готовят студентов по таким направлениям подготовки как прикладная геология, горное и нефтегазовое дело, а также геодезия. То есть специалистов, которые, получив диплом, идут работать в нефтегазовые и горнорудные компании или становятся учёными.

Председатель правления «СИБУР Холдинг» Дмитрий Конов высоко оценил усилия ректора Горного университета в части создания системы аттестации на звание «Профессиональный горный инженер». Её суть состоит в том, что выпускник после окончания вуза должен 2-3 года отработать по своему профилю в качестве стажёра. А затем, после прохождения краткосрочных курсов сдать экзамен на знание профессиональных стандартов. В случае успеха его имя будет внесено в международный реестр, что станет дополнительным конкурентным преимуществом, причём как в России, так и за рубежом. Аналогичную аккредитацию может получить любой сотрудник добывающей или перерабатывающей компании, вне зависимости от возраста и давности получения диплома о высшем образовании.

Missing материал.

«Успешным в современном мире может быть только тот, кто стремится к самосовершенствованию и способен развиваться. Это требование времени. Автоматизация производственных процессов, IT-технологии открывают перед нами всё новые и новые возможности, но для того, чтобы их использовать, нам необходимо постоянно повышать уровень подготовки персонала. Если же мы не сможем или не захотим расти, получать новые компетенции, то в какой-то момент попросту окажемся на обочине», - отметил Дмитрий Конов.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков уверен, что в ХХI веке траектория приобретения студентами знаний и навыков должна в значительной степени выходить за границы вуза. А записи о микро-курсах, прослушанных в сторонних научно-образовательных центрах, таких, как СИБУРИНТЕХ, заноситься в диплом наряду с отметками самого университета.

Фальков
© Форпост Северо-Запад

«В перспективе границы между высшим и послевузовским образованием будут стираться. А итогом обучения в высшем учебном заведении станет совокупность микростепеней, полученных как в самой «альма-матер», так и за её пределами. Каждая из них должна быть интересна будущему работодателю, а все они в целом – указывать на уровень компетенций их обладателя», - сказал Валерий Фальков.

Он напомнил, что рынок труда в последние годы значительно изменился. От выпускника технического вуза, например, требуется умение управлять проектами, организовывать командную работу, вести переговоры и договариваться с коллегами. Кроме того, ценится креативность, любознательность и способность адаптироваться к изменениям. Если принять как данность, что их темпы будут только возрастать, сохранить свою конкурентоспособность, ничему не обучаясь после окончания университета, окажется практически невозможно.

Missing материал.

Напомним, что в пятницу, 23 октября Центр развития инженерно-технической экспертизы СИБУРИНТЕХ получил статус регионального представительства Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО.