Перейти к основному содержанию

Эксперт оценил планы Чубайса по завоеванию европейского рынка водорода

Спецпредставитель президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс сделал очередное резонансное заявление относительно самого лёгкого в природе газа. Он, в частности, выразил уверенность в том, что наша страна имеет «беспрецедентные шансы получить колоссальный европейский рынок водорода». Так ли это на самом деле? И, самое главное, о чём идёт речь: о лакомом куске, за который вот-вот разгорится нешуточная схватка, или всего лишь о мираже?

Экс-глава «Роснано» уже не первый раз высказывается на тему «фантастических возможностей», которые откроются перед нами «при правильном разворачивании событий», то есть в случае создания профильной индустрии. Так, на Петербургском экономическом форуме он увязал сохранение Россией статуса великой энергетической державы именно со строительством производств, нацеленных на экспорт Н2 в Старый свет, поскольку углеводороды, по его мнению, вскоре станут гораздо менее востребованными.

«Экспорт и есть та уязвимая зона, через которую Россия с неизбежностью получит воздействие от глобального энергоперехода. Его последствия для российского экспорта будут колоссальными. Мои личные оценки, пока это мои личные оценки, никем не подтверждённые, речь идёт о 10% ВВП. Это более чем серьёзно», — развил тему Чубайс в ходе недавнего семинара «Механизмы государственного углеродного регулирования: возможные последствия для отечественной экономики».

Судя по всему, Анатолий Борисович смотрит в очень отдалённое будущее, поскольку нынешняя конъюнктура говорит об обратном. Так, тысяча кубометров метана на голландской торговой площадке TTF стоит уже больше 500 долларов. Налицо явный дефицит предложения и невиданный, особенно для тёплого времени года спрос. Даже сложно предположить, что будет с ценами через пять-шесть месяцев, если грядущая зима в Европе окажется столь же холодной, как предыдущая, а «Северный поток-2» к тому времени ещё не начнёт функционировать.

Missing материал.

Впрочем, вернёмся к первому номеру таблицы Менделеева, которому Чубайс прочит большое будущее. Самое главное во всей этой истории – речь не идёт о какой-то инновационной технологии. Автомобиль на водородном топливе ездил по Ленинграду ещё восемьдесят лет назад, самолёт советские учёные тоже создали - в восьмидесятые годы прошлого века. Однако все эти и другие проекты, воплощённые на уровне пилотных образцов, так и не были запущены в массовое производство. Причины прозаичны – энергоэффективность Н2 примерно в 3,5 раза ниже, чем у природного газа, а его себестоимость, напротив, – значительно выше

Это значит, что за каждый пройденный вашим автомобилем километр придётся платить в несколько раз больше. Кроме того, снизится уровень безопасности вождения, ведь молекула водорода настолько мала, что способна проникать в кристаллическую решётку стали и постепенно разрушать её. Следствием разгерметизации топливного бака и взаимодействия его содержимого с кислородом станет сильный взрыв. Именно по этой причине доставка Н2 по действующей системе газопроводов также представляется малореальной.

Конопляник
© ac.gov.ru

«Дальний транспорт водорода или метано-водородных смесей по действующей ГТС из России в Евросоюз контрпродуктивен по сравнению с транспортировкой сетевого газа, - считает член Научного совета РАН по системным исследованиям в энергетике Андрей Конопляник.- Это приведёт к разорительным для страны последствиям в связи с необходимостью глубокой технической модернизации ГТС - и линейной части, и компрессорного оборудования, нарушению технической целостности, контрактным проблемам. Чтобы испортить бочку мёда достаточно, как известно, ложки дёгтя. Такая модернизация требует другого металла, другого оборудования. Это другой порядок затрат. На практике это означает строительство параллельной «водородной» ГТС – по аналогии с той «опорной системой водородопроводов», которые Европа намерена строить для доставки ресурса из Северной Африки и Украины».

По мнению учёного, главным бенефициаром в случае реализации подобного рода проектов окажется вовсе не Россия или какие-то другие государства-экспортёры, а европейские машиностроительные предприятия, специализирующиеся на выпуске электролизеров, труб и компрессоров. Им нужен широкий рынок сбыта для того, чтобы снизить свои удельные затраты, то есть наличие заказчиков за границами ЕС. Именно эту цель и преследует вовлечение соседних с Евросоюзом стран в процесс производства зелёного водорода.

«Затраты Европы – это дело самой Европы и её решение, принимаемое для её конкретных европейских условий. Это отсутствие собственных невозобновляемых энергоресурсов, кроме угля и падающей добычи углеводородов в Северном море. Это взращённая на госсубсидиях зависимость от ВИЭ, системную ненадёжность которых - метеозависимость производства - необходимо компенсировать таким же, построенным на госсубсидиях, системно ненадёжным решением по производству зелёного Н2», - говорит Андрей Конопляник.

Missing материал.

В качестве альтернативы он предлагает создать в Европе, в местах концентрации спроса на водород, предприятия по его производству из российского метана. Это не потребует разорительных вложений в создание новой инфраструктуры и не нарушит техническую целостность действующих трубопроводов. В противном же случае этот мега-проект будет «противоречить национальным интересам России».

Впрочем, есть и ещё один вариант взаимовыгодного партнёрства в области водородной энергетики. А именно – строительство на территории нашей страны, рядом с Северным морским путём перерабатывающих заводов для синтеза из природного газа метанола, аммиака, циклогексана или других веществ. Если затем доставить эти «полуфабрикаты» на танкере в ЕС, то там из них уже можно получить водород и другие ценные компоненты.

Следует отметить, что сегодня в мире ежегодно потребляется примерно 85 млн тонн водорода. Однако спрос на него обеспечивают вовсе не энергетики и не транспорт, а нефтеперерабатывающая и химическая отрасли. Перспективы создания рынка Н2 по аналогии с нефтяным или газовым – один из наиболее дискуссионных вопросов. Ведь помимо необходимости минимизировать техногенное воздействие на природу, следует помнить и об экономической стороне вопроса, а также об элементарных физических законах, которые заставляют усомниться в том, что водород способен получить статус глобального энергоресурса.