Перейти к основному содержанию

Назад в прошлое: станет ли автомобиль роскошью, как в СССР?

В Советском Союзе автомобиль, как известно, был роскошью, а не средством передвижения. Автозаводы огромной страны не покрывали потребностей населения. Очереди на машины были длинной в несколько лет, а стоили они как квартиры. Заветные «Жигули» или «Москвич», приобретенные после долгих лет томительного ожидания, становились у советского человека фетишем. Счастливые обладатели «железного коня» сдували с него пылинки. Похоже, эти времена возвращаются: колесо истории скрипнуло и пошло вспять…

Иномарки «развернулись» домой

Missing материал.

В последние несколько дней в связи с событиями на Украине западные автоконцерны один за другим заявили о том, что прекращают поставку автомобилей в Россию. Первыми «помахали ручкой» Ягуар и Ланд-Ровер. Перспектива отсутствия этих брендов на отечественном рынке опечалила бы лишь несколько тысяч состоятельных соотечественников, которым по карману статусные английские авто. В прошлом году суммарная продажа обеих марок в России составила около 6909 автомобилей.

Вслед за «англичанами» отвалились Шевроле, Опель, Пежо и Ситроен, которые, в общем-то, тоже нельзя назвать марками, пользующимися массовым спросом у россиян. В общей сложности все четыре бренда продали в прошлом году 16 723 автомобиля.

А вот дальше когорту «уезжающих» пополнили действительно популярные производители, продающие в разы больше автомобилей, чем все вышеперечисленные марки. О приостановке поставок объявили Ауди (16 404 проданных авто по итогам прошлого года), Мерседес (43 011), БМВ (46 802) и Рено (131 552). За ними подтянулись Фольксваген и Шкода, в прошлом году реализовавшие в России 86 108 автомобилей и 90 443 автомобиля, соответственно. Совокупные потери в результата ухода всех упомянутых брендов составляют примерно четвертую часть российского первичного авторынка, на котором в 2021 было продано 1 670 000 машин.

Свои машины с чужой "начинкой"

Оставшиеся три четверти российского авторынка – отечественный АвтоВАЗ, с продажами в 350 000 автомобилей, Хэнде (вместе со своим премиальным сегментом «Генезис») и Киа – 382 092 автомобиля. Плюс линейка «японцев»: Тойота, Ниссан, Мазда, Митцубиши, Лексус, Инфинити, Судзуки и Субару. Все вместе продали в 2021 году 242 360 автомобилей. Прошлогодние продажи Исузу и Хонды (которая еще в 2021-м ушла из России) можно считать статистической погрешностью.

Тойота уже объявила о прекращении поставок своих авто в РФ. Учитывая позицию Японии по «украинскому вопросу», остальные японские производители, очевидно, сделают то же самое. Это вопрос времени.

На фоне «разворота» иномарок концерн АВТОВАЗ уже объявил о повышении цен. Самая дешевая Лада Гранта будет теперь продаваться за 684 900 рублей, а стоимость Лады моделей «Веста», «Икс-рей», «Ларгус» и «Нива Тревел» перевалили за миллион рублей. Но работа этих заводов также под вопросом, если учесть, что большая часть вазовских комплектующих из-за рубежа. Представитель завода уже заявил, что в случае прекращения сотрудничества с французским Рено, которому принадлежит 68% акций предприятия, в Тольятти смогут выпускать только «Ниву».

запчасти
© Форпост Северо-Запад

Даже у российского джипа «УАЗ Патриот» больше 50% начинки – импортные детали, в основной немецкие и южнокорейские. Та же история и с иномарками, которые собираются на территории нашей страны. Без иностранных комплектующих заводы в России, выпускающие автомобили иностранных брендов, просто встанут.

Впрочем, есть и хорошие новости. Южная Корея свои автомобили поставлять на российский рынок не прекратит. Заводы на в Санкт-Петербурге и Калининграде, выпускающие «Хэнде» и «Киа», стало быть, тоже могут рассчитывать на поставку комплектующих.

Кроме того, есть еще и китайский автопром. Однако, по прогнозам экспертов, даже при десятикратном наращивании поставок КНР не сумеет удовлетворить текущий спрос российского рынка. Но, дорога в тысячу ли, как известно, начинаются с одного шага, а шагают наши азиатские партнеры быстро.

Нельзя исключать и того, что все производители, громко хлопнувшие дверью сегодня, завтра, как говорят автомобилисты, «включат заднюю» и вернутся в Россию. Политика

Время разборок?

Теперь вторая часть «Марлезонского балета» – подержанный автопарк, который в России огромен. Средний возраст 45 миллионов легковушек, катающихся по российским дорогам, – 13,2 лет. Конечно, оригинальные запчасти на немецкие или японские авто можно заменить китайскими аналогами. Но значительная часть автомобилистов предпочитает покупать комплектующие на авторазборках, где можно найти буквально все. Причины такого выбора понятны. Во-первых, стоимость запчастей на многие узлы и агрегаты ниже в разы. Во-вторых, качество оригинальных деталей зачастую на порядок превосходит качество копий. Особенно, когда речь идет об элементах кузова. Коррозийная стойкость «родного» немецкого «железа» не идет ни в какое сравнение со штамповкой из Тайваня.

запчасти
© Форпост Северо-Запад

Коснуться ли как-то санкции авторазборок? Пока не понятно. Несколько питерских площадок, с которыми связалось наше издание, рассказали, что на сегодняшний день ограничительные меры их никак не задели. Цены на запчасти остаются прежними, с каналами поставки проблем пока тоже нет.

Хотелось бы верить, что и не будет, ведь с учетом масштабного сокращения предложений на новые авто и стремительного роста их стоимости, отечественный автопарк продолжит «стареть». Кто-то отложит покупку новой машины еще на пару-тройку лет, а кто-то будет «докатывать» старенький «Фольксваген» или «Ниссан», что называется, до упора. Потребность в запчастях начнет, соответственно, расти. А запчасти б/у, опять же, с учетом снижения покупательской способности, будут пользоваться еще большей популярностью, чем прежде. Светлая мечта России избавится от автохлама на дорогах, похоже опять откладывается на неопределенную перспективу. Как говорится, не до жиру.