Перейти к основному содержанию

Резник и Вишневский через призму Ахматовой и Зощенко, Беглов - Жданова

Правда газета
© Общественное достояние

1 июня 2022 город Мариуполь стал побратимом Санкт-Петербурга. 2 июня, руководство «ВКонтакте» по распоряжению Генпрокуратуры заблокировало страницы бывшего депутата Заксобрания Петербурга Максима Резника и действующего члена ЗакСа Бориса Вишневского. Казалось бы, какая связь?

Сын Анны Ахматовой Лев Николаевич Гумилев в рамках теории пассионарности часто пользуется понятием «комплиментарность», трактуя его как несознательное влечение одного этноса к другому, которое обусловлено степенью совпадения энергетических полей и процессов этногенеза двух этносов. Во взаимоотношениями между отдельными личностями можно свести его до бытового уровня: «Браки свершаются на небесах».

Совершенно очевидно, что восстанавливать второй по величине город Донбасса логично второму по величине городу России. Но осмелюсь предположить, что, у губернатора к резонансному мнению петербуржцев, добавляется и свой, многолетний личностный мотив. Как известно, в годы юности Саши Беглова, Мариуполь носил гордое имя первого секретаря Ленинградского обкома партии, товарища Жданова.

Если вспомнить всех советских руководителей «северной столицы», то, пожалуй, именно Андрей Александрович, наиболее подходящая фигура для Александра Дмитриевича в качестве человека «делать жизнь с кого бы». Человек, руководивший городом в блокаду. И человек, которому вполне могла бы принадлежать фраза: «Такие, как Зощенко и Ахматова хотели бы сдать Ленинград фашистам». Сказать ее Андрей Александрович мог в ответ как раз на известную сказку «Время обезьян», когда персонаж Зощенко в голодающем городе решила просто зайти и взять продукты в магазине. Что было расценено как критика в адрес Смольного и лично партсекретаря.

Истории про то, как жировал желтый дом ходят со времени «перестройки». Находятся престарелые свидетельницы, якобы носившие по его коридорам пирожные, но затем все оказывается блефом. Истории, про роль Жданова в укреплении обороноспособности города меньше. Потому, что это документы, а они публике не интересны. Чего там жареного? Только вот как относиться к факту, что в том же 46-м и Зощенко и Ахматова по распоряжению того же Жданова получили продуктовые талоны.

Борис Вишневский, безусловно, голос, городской оппозиции. Долгие годы войны, например, привели к замене «Охта-Центра» на «Лахта-Центр». Сегодня это здание бренд города. К чему привела позиция «баба-яга против» часто выражаемая в «непечатных», но напечатанных «ВКонтакте» выражениях? К увеличению затрат. К чему приведет война против приведения в порядок за счет бизнеса Конюшенного ведомства с идеей ремонтировать его за счет Петербурга?

Товарищ Жданов «заткнувший» «литературных провокаторов», но не давший им умереть с голоду, в сегодняшней ситуации, наверное, тоже был бы неравнодушен к родному ему Мариуполю. И, конечно, тех, кто ставит вопрос – «деньги на ДНР или на Конюшенный двор» поставил на место достаточно быстро.

Впрочем, когда ряды давно партии покинули перебравшиеся в «губернаторский отряд» такие аксакалы, как Оксана Дмитриева и Михаил Амосов, а сам Григорий Явлинский срочно выехал в Лондон, «дон-кихотские» битвы последних «яблочных» бойцов вызывают уважение.

Но не ведут к результату. Так ведь и не Зощенко с Ахматовой прикрыли. Да и не совсем прикрыли, есть «телеграмм». И нет вот этого:

Проект Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» с правкой И.В. Сталина, 14 августа 1946 г.

«Предоставление страниц «Звезды» таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что редакции «Звезды» хорошо известны физиономия Зощенко и недостойное поведение его во время войны, когда Зощенко, ничем не помогая советскому народу в его борьбе против немецких захватчиков, написал такую омерзительную вещь, как «Перед восходом солнца», оценка которой, как и оценка всего литературного «творчества» Зощенко, была дана на страницах журнала «Большевик». Журнал «Звезда» всячески популяризует также произведения писательницы Ахматовой, литературная и общественно-политическая физиономия которой давным-давно известна советской общественности. Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой, безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадничества, выражающие вкусы старой салонной поэзиии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства — «искусства для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом, наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе».

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции