Перейти к основному содержанию

«Есть обычай на Руси ночью слушать Би-Би-Си». Теперь уже был

Куклы наследника Тутти
© Заставка программы "Куклы наследника Тутти"/ Первый канал

Сегодня сайт британской компании BBC News заблокирован в России, и сама вещательная корпорация, безусловно, относится к СМИ-иноагентам. Как сорок лет назад, когда пол-России сидело у радиоприемников и ловило через треск глушилок «вражеские голоса». По ночам было слышнее. Речевка про обычай оттуда.

Потом пришла перестройка, и появился анекдот:

«Министр обороны РФ, глядя на смету ведомства, задает референту вопрос:

- А мы не слишком много платим ВВС (би-би-си)?

- Товарищ генерал, - отвечает тот. - Это не би-би-си, это ВВС (военно-воздушные силы)».

Больший комплимент эффективности средств массовой «дезинформации» трудно себе представить.

Сегодня любое западное или украинское телевидение доступно через VPN, но никакого магнетического эффекта они не оказывают. Более того, в публицистических программах федеральных каналов точка зрения вчерашних партнеров звучит наравне с точкой зрения российских экспертов, и никого это особенно не смущает. Даже СМИ-иноагент Невзоров и тот доступен в Телеграмме.

На самом деле ситуация уникальна. Это как если бы через репродукторы 41-года доносился голос не только Юрия Левитана, но и Йозефа Геббельса. А ведь именно с рейхминистром пропаганды сравнивают, например, Алексея Аристовича на Первом канале в новой программе Марии Бутиной «Куклы наследника Тутти».

Частное замечание – совершенно не понимаю названия. Юрий Карлович Олеша к живой кукле Суок, перевоспитавшей наследника, питал самую искреннюю симпатию. Более того, он даже посвятил пьесу «Три толстяка» Ольге Суок, то есть она – персонаж положительный. Автор явно намекал, что и остальные рано или поздно проснутся. А как следует из заставки программы и собственно ее содержания – западные лидеры, которых некто дергает за веревочки, ребята и девчонки, очевидно, отрицательные. Было бы странно, если бы было иначе, но причем здесь отсылка к произведению ровно столетней давности? Почему тогда не к Буратино? Закулисный Карабас был бы убедительней.

Карабас
© Мультфильм "Приключения Буратино" (1959 год, СССР, реж. Иван Иванов-Вано, Дмитрий Бабиченко).

Но я не о форме, а о содержании. Сорок лет назад мы «грели уши» у приемников, потому что нам рассказывали то, что власть скрывала. Сегодня пропаганда сделала фантастический рывок – она анализирует на основе фактов. И не боится цитат оппонентов. Это удивительно, но это так. Она перестала быть однобокой. Столкновение мнений – отличительная черта Шейнина, Скабеевой с Поповым и, конечно, Соловьева. Можно по-разному к ним относиться, но отказывать в полемическом мастерстве не придет в голову самому упертому недоброжелателю. А полемика, как известно, разновидность дискуссии. И парадокс - задержавшийся в линейной злости, сверхпопулярный в эпоху анекдота про ВВС, Невзоров уже не интересен. Простые и незатейливые мантры про «злодея Путина» могут, наверное, находить русскоязычных читателей в Европе, которые должны доказывать сами себе – « вот мы же правильно сделали, что уехали из этого Мордора, -вот и Пугачева с мужем с нами…». Но не в России же. Тут уже совершенно другой класс политических телезвезд. И в прямом, и в переносном смысле слова.

Впрочем, программа Марии Бутиной пока тоже излишне прямолинейна, но лиха беда начало, и масленицу меряют не первым блином…