Перейти к основному содержанию

Зачем глава СПЧ продвигает «злых» персов

Триста спартанцев
© "Триста спартанцев" (реж. Зак Снайдер, 2006 год)

До недавнего времени образ жителей Ирана ассоциировался у нас либо с фанатичными студентами, содержащими в неволе сотрудников американского посольства, либо с «киношным» Ксерксом, воюющим против спартанской «демократии». Хм…

И вот Валерий Фадеев озвучивает предложение ввести в школах изучение арабской литературы. На самом деле – персидско-таджикской:

«Сегодня доминирует европоцентричность. Например, на уроках зарубежной литературы проходят исключительно европейских и американских писателей. Нужно познание культур и других частей мира. Знаем ли мы, что вершина поэзии была достигнута в XII-XIII веках, и это — арабская поэзия?»

Идея наверняка встретит «негативно-кухонную» реакцию учителей. И очевидное непонимание учеников – зачем нам лишняя морока? Наиболее «продвинутые» знают разве что Салмана Рушди, и то только потому, что цена за его смерть регулярно растет – с 2,2 миллионов долларов уже до почти четырех. Впрочем, сами «Сатанинские стихи» они вряд ли читали. Не все еще одинаково хорошо владеют английским, а гугл-переводчик не передает в полной мере языкового аромата, которое рыцарь Великобритании (возвела его в это достоинство Елизавета Вторая) смакует в бордельных сценах, наделяя двенадцать шлюх именами жен пророка, - Махунда.

Для нас образцом гуманизма является западноевропейская литература. После сомнительных по художественным, а не лозунговым качествам Эсхила, Софокла и примкнувшего к ним Еврипида даже Рим не внес чего-то нового, разбавив нравоучения жанровыми сценками. Гомер с его гекзаметром не в счет – попытки его прочесть заканчиваются печально – аллергией к языку. В голливудском блокбастере «Троя» все понятней. И только «Божественная комедия» Данте Алигьери, родившегося в середине 13 века, более или менее доступна сегодняшнему читателю не в изложении, а в авторском варианте.

Веком раньше, к вопросу о русской отсталости, появилось «Слово о полку Игореве».

И тогда же в начале 12 века уже умирает Омар Хайям, ученый-математик, в «Трактате о доказательствах задач Алгебры» изложивший решение уравнений 1-й, 2-й и 3-й степени. Ученый-астроном, опубликовавший более точный, чем григорианский календарь. Человек, у которого было всего лишь хобби, - записывать умные мысли в виде четверостиший. Оформленные в книге «Рубайят».

Сегодня СМИ мира соревнуются в цитируемости. У кого больше разошлось информационных строк, тот и молодец. Художественная литература даже 19 века не может соревноваться с «телеграфным» стилем журналистики. А вот бородатый персидский философ вполне. Кто из мало-мальски образованных людей не знает вот, например, этого:

«Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало».

Омар Хайям
© Омар Хайям, художник Adelaide Hanscom Leeson

И пока в Европе Хросвита Гандерсгеймская вымучивала своего «Пафнутия» (кто и когда про него слышал), в «злой» Персии творили Фирдоуси, Аль-Газали, Гургани...