Перейти к основному содержанию

Зачем в Санкт-Петербургском горном университете создан институт наставничества

Солнечное
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

На площадке академического центра «Солнечное» Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II состоялся двухдневный семинар, в котором приняли участие 84 преподавателя из числа кураторов учебных групп студентов первого курса. «Форпост» решил выяснить, какие задачи перед ними стоят и зачем руководство старейшего технического вуза России собрало их на своей базе, расположенной на берегу Финского залива, в одном из наиболее живописных мест Ленинградской области.

Ректор Владимир Литвиненко неоднократно говорил о том, что выпускники высших технических учебных заведений должны быть не только профессионалами своего дела, но и многогранными, гуманизированными личностями, людьми, которых отличают благородство души и любовь к Родине. Это значит, что, строя свою карьеру, молодёжь должна руководствоваться не только собственными интересами, но также и интересами социума, в котором живёт, стремиться к тому, чтобы принести максимальную пользу стране. Ведь от того, в каком государстве мы будем жить через десятилетия, сохраним ли свою историческую и культурную идентичность, справимся ли с вызовами современности, без всякого сомнения, зависит благополучие каждого из нас.

Солнечное
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«В нашу задачу входит не только подготовка высококвалифицированных специалистов для горнорудных и нефтегазовых предприятий. Университет – это ещё и среда, где формируются настоящие интеллигенты, которых отличает широкая образованность, высокие нормы морально-нравственной культуры и порядочность. Именно поэтому мы развиваем, казалось бы, непрофильные направления подготовки, такие, как русский язык и литература, социология и психология, физическая культура. Особый акцент сегодня, в условиях нарастающего геополитического противостояния, необходимо сделать на патриотическом воспитании. Студенты уже на первом курсе должны понимать, что российское общество ждёт от них становления в качестве профессионалов, способных обеспечить безболезненную смену поколений в промышленности и науке. Сейчас это наиважнейшая государственная задача, от положительного решения которой зависит устойчивость нашего социально-экономического развития и сохранение суверенитета. Мы же, со своей стороны, будем уделять ещё более пристальное внимание вопросам адаптации юношей и девушек, многие из которых впервые оказались вдали от дома и родителей, в незнакомой для них академической среде. И сделаем всё возможное для того, чтобы помочь им повысить свою конкурентоспособность, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе», - подчеркнул Владимир Литвиненко.

Одним из наиболее значимых шагов в этом направлении стало создание в вузе новой структурной единицы - Института базового инженерного образования. В его задачу вошла организация образовательного процесса на первом курсе, студенты которого, как известно, в течение трёх семестров будут изучать абсолютно одинаковые дисциплины, вне зависимости от своего направления подготовки. То есть предметы, необходимые для каждого инженера или учёного, где бы он впоследствии ни работал - основы российской государственности, русский язык и культура речи, высшая математика, физика, введение в IT, начертательная геометрия, компьютерное моделирование и так далее.

Кроме того, 84 преподавателя Института получили статус «кураторов». Им было поручено наладить и поддерживать контакты с конкретными группами и в случае необходимости оказывать новичкам помощь в решении тех или иных, в том числе, бытовых проблем.

студенты
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Все первокурсники имеют возможность оперативно связаться с нами через чат, электронную почту или по телефону по любому вопросу. Понятно, что подавляющее большинство из них привыкло жить с родителями, а потому многим очень сложно сразу же приспособиться к новой для себя реальности. Кому-то требуется психологическая поддержка, кто-то не знает, где посмотреть расписание занятий или, например, куда позвонить, если понадобилась медицинская помощь. Иногда ребята обращаются даже за юридической консультацией. Мы, со своей стороны, инициируем диалог, ориентированный, например, на необходимость соблюдения студентами учебной дисциплины, традиций и этического кодекса вуза. Само собой, настаиваем на полном исключении из их словарного запаса нецензурной лексики», - рассказала доцент кафедры иностранных языков Горного университета Екатерина Тенева.

Ещё одна, быть может, гораздо более важная миссия кураторов – воспитательная работа, нацеленная на культивацию в молодёжной среде определённых ценностных ориентиров, отчасти утерянных нами в последнее время из-за засилья либеральных идей. В их числе – стремление к созиданию, самоидентификации, сохранению суверенности своего государства.

преподы
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«На мой взгляд, первокурсники этого года настроены гораздо более патриотично, чем, например, их ровесники пятилетней давности. Причин такого положения дел немало. Это и публикации в СМИ, которые рассказывают об истинных причинах нынешнего конфликта, и наличие родственников, принимающих участие в специальной военной операции, и ряд других факторов. Тем не менее, создание института кураторства и наставничества, на мой взгляд, является очень своевременной инициативой. Мы должны не только учить студентов, но и воспитывать их, раскрывать взаимосвязь между процветанием страны и личным успехом, объяснять, что именно здесь, а не за границей они имеют все шансы на самореализацию. Главное – усердно учиться», - говорит доцент кафедры русского языка и литературы Мария Дмитриева.

Конечно, далеко не все педагоги, назначенные кураторами, имеют опыт подобной работы. Специально для них на базе Горного университета в Солнечном был организован семинар, в ходе которого прошёл цикл лекций и круглых столов, посвящённых эффективным методикам взаимодействия с молодёжью. Наставников познакомили с лидерами Совета обучающихся и ряда других студенческих сообществ вуза, рассказали о конкретных формах военно-патриотического воспитания, особенностях межкультурной коммуникации с иностранцами, провели мастер-класс, посвященный планированию, и психологические тренинги.

Солнечное
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Этот выезд оказался для меня максимально полезным, поскольку позволил взглянуть на работу куратора под совершенно иным углом. Нас научили многим подходам, о которых раньше мы попросту не задумывались. Например, каким образом использовать юмор для снятия эмоционального напряжения в аудитории. Модераторы также акцентировали наше внимание на корпоративной этике общения студентов и преподавателей. Её соблюдение – это наша фундаментальная задача. Ведь, с одной стороны, мы должны поддерживать ребят и содействовать росту патриотических настроений в их среде. Но, с другой, необходимо выдерживать субординацию и чётко понимать, где лежат границы твоей потенциальной помощи. Ведь сегодняшним первокурсникам необходимо учиться быть самостоятельными людьми», - отметила ассистент кафедры общей и технической физики Людмила Ячменова.

Доцент той же кафедры Владимир Фицак обратил внимание на то, что наставники, при желании, могли приехать в Солнечное вместе с жёнами и детьми. То есть «не только получить дополнительные знания и навыки в области кураторской работы, но ещё и чудесно провести время».

препод
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Организация действительно оказалась на самом высоком уровне. Вплоть до того, что на базе работала детская комната с аниматором. Маленьким гостям так в ней понравилось, что они не хотели оттуда уходить. Если говорить о самом семинаре, то, на мой взгляд, очень важным моментом стало участие в нём наших коллег из Донецкой и Луганской Народных Республик, которые принимали участие в специальной военной операции. То, что они рассказали, в том числе, об обстрелах мирной инфраструктуры наших городов со стороны ВСУ, служит лишним доказательством необходимости активизировать процесс патриотического воспитания молодёжи», - считает Владимир Фицак.

По мнению старшего преподавателя кафедры информационных систем и вычислительной техники Владимира Жуковского, одним из наиболее значимых итогов мероприятия стал тот факт, что все его участники убедились: вместе они делают большое и крайне необходимое для всей страны дело. Для того, чтобы оно приносило ту отдачу, на которую рассчитывает руководство университета, наставники в завершение встречи договорились уделять в личных беседах со студентами, а также во время проведения кураторских часов ещё больше внимания теме патриотического воспитания. И раскрывать её через призму своей личной гражданской позиции. Организаторы, в свою очередь, заверили собравшихся, что это далеко не последний подобный семинар. Знакомство педагогов с эффективными методиками взаимодействия с молодёжью обязательно продолжится в будущем.

Солнечное
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов