Перейти к основному содержанию

Работодатели рассказали о том, каких результатов они ждут от процесса модернизации высшей школы

завод
© phosagro.ru

Московский физико-технический институт опубликовал контрольные цифры приёма на бюджетные места по программам бакалавриата на следующий учебный год. Как оказалось, их число возрастёт примерно на 8% и достигнет 1077 по всем направлениям подготовки. В МФТИ пояснили: это сделано для того, «чтобы все абитуриенты с высокими результатами по ЕГЭ либо имеющие успехи в олимпиадах», могли стать студентами этого вуза.

В Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II, напротив, полностью отказались от так называемой «первой ступени высшего образования». Грядущим летом абитуриенты там смогут поступить исключительно на специалитет со сроком обучения 5,5 лет. Это решение принято в рамках реализации пилотного проекта по совершенствованию подготовки кадров для различных отраслей отечественной экономики.

«Форпост» решил поинтересоваться у представителей бизнес-сообщества, насколько востребованы сегодня выпускники бакалавриата при приёме на работу, и каких результатов ждёт промышленность от процесса модернизации высшей школы. Например, на заводе «Электроаппарат» - крупнейшем на Северо-западе производителе высоковольтной аппаратуры для тепловых и гидроэлектростанций, а также крупных металлургических и нефтеперерабатывающих предприятий – отметили, что «не испытывают нехватки кадров», а потому к набору персонала относятся «весьма осторожно». Конечно, в том случае, если речь не идёт об операторах, конструкторах и технологах, имеющих хотя бы 3-5 лет опыта работы. Такие сотрудники как раз в дефиците.

ФосАгро
© phosagro.ru

«Если говорить о выпускниках, то, конечно, предпочтение отдаётся дипломированным специалистам или магистрам, а не бакалаврам. Всё дело в том, что последние, как правило, не имеют даже необходимой теоретической базы в прикладных дисциплинах. В связи с этим возникает потребность в их обучении, а это сразу же повышает нагрузку на опытных работников и может негативно сказаться на их КПД», - пояснил главный конструктор завода Андрей Карпов.

В качестве одного из основных минусов бакалавриата он назвал очевидный недостаток времени, выделяемого на получение практических навыков. Молодые инженеры, которые учатся в течение пяти с половиной лет, гораздо лучше знают производство, поскольку, как минимум, несколько раз ездили туда на стажировку. А это становится хорошим подспорьем даже для «белых воротничков».

Электроаппарат
© Автор: Эльвира Гизатуллина / на фото: Андрей Карпов демонстрирует проректору Горного университета Сергею Новикову выключатель КРУЭ (комплектного распределительного устройства с элегазовой изоляцией)

«Любому сотруднику очень полезно иметь опыт работы на предприятии. Как показывает наша практика, люди, перешедшие на офисную работу из цеха, проявляют себя гораздо лучше, чем те, кто пришёл «с улицы». Объясняется это, очевидно, более точным пониманием процессов, в которых приходится принимать участие. Те, кто знаком с ними изнутри, вне всяких сомнений, более конкурентоспособны», - отметил Андрей Карпов.

Он акцентировал внимание на том, что студенты бакалавриата в рамках стажировки на производстве, которая занимает всего лишь несколько недель, попросту не успевают «поработать руками». Обычно их нагружают «простыми рутинными задачами», не имеющими прямого отношения к получению необходимых им навыков. Это один из самых серьёзных недочётов двухуровневой системы образования.

Ещё один недостаток выпускников бакалавриата – дефицит опыта работы с программным обеспечением, которое используется на реальных предприятиях. Как уточнил главный конструктор «Электроаппарата», шансы получить место на заводе будут гораздо выше у молодых людей, «имеющих навыки использования любого из трёхмерных САПР (система автоматизированного проектирования), а также выполнения самостоятельных расчётов в Ansys или Comsol, например, на прочность или электростатику».

цифровое моделирование
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Унифицированный подход к структуре высшего технического образования, который был разработан и реализуется сейчас в Санкт-Петербургском горном университете, предполагает введение обязательных факультативов, где можно получить дополнительные компетенции. В том числе, и в сфере IT. Это обусловлено тем, что цифровые технологии давно стали неотъемлемой составной частью современного мира, и промышленность, конечно же, нуждается в инженерах, владеющих навыками работы с профильным программным обеспечением.

Генеральный директор Завода буровых технологий (ОЗБТ имени Воровского) Роман Кондратьев гораздо менее придирчив к подбору персонала. Он говорит, что готов принимать на работу не только бакалавров, но даже студентов, «в том случае, конечно, если это не идет в ущерб их образованию». Тем не менее, идею реформы высшей школы он полностью поддерживает, поскольку она позволит создать систему подготовки специалистов, сочетающих в себе фундаментальные и узконаправленные знания.

«Возврат к освоению фундаментальных знаний на начальных курсах, как и возможность получения дополнительных компетенций в сфере IT, деловой коммуникации – это крайне важная инициатива. Ещё один приоритет - специальные знания в нашей сфере деятельности. Безусловно, немаловажное значение имеет и понимание со стороны самих студентов, где они хотели бы строить карьеру, расти в профессиональном плане», - подчеркнул Роман Кондратьев.

Директор по корпоративным вопросам и акционерной собственности «Лебединского ГОКа» Сергей Чибисов считает, что выпускники специалитета и магистратуры во многом отличаются от бакалавров именно тем, что в большей степени мотивированы к трудоустройству в реальный сектор экономики. Во-первых, потому, что «дольше изучали профессию, больше внимания уделяли нюансам и узким профильным вопросам». А, во-вторых, потому, что «имеют опыт прохождения производственной практики».

Лебединский ГОК
© Сергей Чибисов

«Будущие молодые специалисты обязательно должны понять, каким образом они смогут претворить в жизнь полученные знания. Изучить, ещё во время обучения в университете, технологии и оборудование, которое используется в рамках конкретного производства. Увидеть, чем живёт коллектив, где они планируют впоследствии трудиться. Осознать, сколь важен самоконтроль и самостоятельная систематизация различных данных в рамках поставленных перед ними задач. Без производственной практики, продолжительность которой должна составлять не менее 6 месяцев, это нереально. А какая практика у студентов бакалавриата? Можно сказать, что её попросту нет. Поэтому, конечно, наш комбинат приветствует ту работу, которая идёт сейчас в Горном университете в рамках пилотного проекта. Это очень важно для российского минерально-сырьевого комплекса и многих других отраслей экономики», - считает Сергей Чибисов.

Менеджер по работе с молодыми специалистами одной из ведущих золотодобывающих компаний нашей страны «Хайлэнд Голд» Араксия Манучарова назвала бакалавриат «неоконченным высшим образованием». Правда, уточнила, что его выпускники всё равно могут рассчитывать на трудоустройство. Но это в краткосрочной перспективе. Если же на горизонте 8-10 лет на рынке труда станет заметно больше молодых инженеров, отучившихся по модернизированным образовательным стандартам, ситуация вполне может измениться.

Хайлэнд Голд
© Араксия Манучарова

«Конечно, для бизнеса будет гораздо удобнее, если срок обучения студентов технических вузов увеличится до 5,5 лет. За это время, если верно расставить акценты, они успеют получить все необходимые практические навыки, а также фундаментальные и специализированные знания. А мы - готовых специалистов, которых не нужно доучивать и с нуля знакомить с настоящим производством. Реализация этой идеи, конечно же, станет большим подспорьем для очень многих компаний и организаций», - полагает Араксия Манучарова.

Наверное, каждый хоть раз в жизни слышал расхожий анекдот о том, что выпускник вуза, получивший работу, должен забыть всё, чему учили его в университете и начать постигать премудрости профессии заново. Самое печальное, что применительно к бакалаврам это вовсе не шутка, а суровая правда жизни. Основная задача пилотного проекта по модернизации системы высшего образования, который реализуется сейчас в Горном университете, а затем будет масштабирован на всю страну, состоит в том, чтобы раз и навсегда изменить положение дел. И наладить такую систему подготовки кадров, которая позволит нивелировать проблему дефицита специалистов в реальном секторе экономики и обеспечить безболезненную смену поколений в отечественной промышленности.